Нулевая стадия: Идея
Бизнес начинается с идеи в голове предпринимателя. Чем заняться? Открыть студию йоги или архитектурное бюро? На какую аудиторию ориентироваться? Сколько потребуется средств и нужен ли кредит? Для проверки спроса можно создать тестовый сайт или профиль в соцсети.
Финансовая модель — это таблица для прогноза доходов и расходов. В нее вносят планируемые операции, чтобы оценить необходимый для старта капитал.
«Бесплатный шаблон финансовой модели можно скачать, заполнить своими данными и проверить прибыльность бизнес-идеи».
Первая стадия: Стартап
Основная цель — наладить устойчивый поток клиентов и нарастить продажи. Предприниматель начинает деятельность: анализирует рынок, арендует помещение, закупает оборудование. Риски высоки, требуются значительные вложения в рекламу для формирования трафика.
Что предпринять для контроля финансов?
Экономить Каждый рубль, собственный или заемный, должен быть на счету. Необходимо мониторить предложения поставщиков, искать лучшие цены на аренду и анализировать рекламные площадки, чтобы снизить издержки и быстрее достичь окупаемости.
Сверять ожидания с реальностью Любой план корректируется практикой. Кто-то не учел все расходы в модели, кому-то удалось сэкономить. Действия нужно постоянно уточнять, не теряя главной цели.
Разделять личные и бизнес-финансы Опасно оплачивать бизнес-покупки с личной карты или тратить выручку на личные нужды. Смешение финансов мешает оценить реальную прибыльность дела.
«На этапе зарождения нужно учитывать, что большая часть бюджета уходит на продвижение своих товаров или услуг», — отмечает Георгий Павленко, эксперт по финансовому планированию «Школы бизнеса Турова».
Он пояснил, что на стадии роста финансирование направляется на обеспечение качества услуг, а на этапе зрелости — на улучшение сервиса и мощностей.
Вторая стадия: Рост
Появляется стабильный поток клиентов, растут продажи и команда. Однако здесь есть подводные камни.
Прибыль не всегда растет с выручкой Выручка — это стоимость проданного. Прибыль — разница между выручкой и расходами. Часто с ростом оборота растут и издержки, а прибыль почти не увеличивается.
Например, продажа 100 платьев по 5000 рублей дает выручку 500 000 руб. При себестоимости 4000 руб. прибыль составляет 100 000 руб. Увеличение рекламного бюджета на 50 000 руб. может поднять продажи на 40%, но из-за возросших расходов общая прибыль способна даже снизиться.
Постоянная нехватка денег в обороте При быстром росте может возникать кассовый разрыв, даже если бизнес прибылен. Помогают планирование и платежный календарь. Если же компания регулярно генерирует убыток, новые займы лишь приблизят крах.
Потребность в кредите Заемные средства — не бесплатные: нужно платить проценты и выполнять требования банка. Важное правило: кредит должен принести прибыль, превышающую его стоимость.
«Управление финансами на разных стадиях жизненного цикла компании сильно отличается. Основной показатель — это риск», — сообщил Дмитрий Мазанов, представитель компании Arbitroom.
Он добавил, что на старте риски максимальны, а на стадии зрелости стратегия становится консервативной.
Третья стадия: Зрелость
Процессы налажены, клиенты лояльны. Целью становится максимизация прибыли.
Бюджетирование Бюджет — это детальный план доходов и расходов на срок с назначением ответственных. Плановые показатели сверяют с фактическими и анализируют отклонения для лучшего контроля.
Снижение расходов Этого помогает добиться автоматизация процессов, покупка эффективного оборудования. Оптовые закупки сырья позволяют получить скидки от поставщиков.
Создание резервного фонда «Подушка безопасности» защищает компанию в кризис. Также необходимо искать новые пути развития, чтобы после зрелости вновь перейти к росту, избежав спада.
«Для стадии зарождения бизнеса характерна высокая неопределенность», — подчеркнул Сергей Соловых, руководитель отдела ИК Fontvielle.
Он отметил, что на этом этапе расходы нужно минимизировать, а на стадии роста возможно разумное использование кредита, если прибыльность превышает процентную ставку.
Четвертая стадия: Спад
Характеризуется падением прибыли и необоснованным ростом затрат. Конкуренты отвоевывают клиентов, команда теряет мотивацию.
Сравнение прибыли по направлениям Если компания ведет несколько линий бизнеса, нужно проанализировать каждую и сконцентрироваться на самых прибыльных, отказавшись от убыточных.
Контроль и оценка расходов Требуется тщательный анализ всех затрат на предмет их целесообразности. Возможно, найдется более выгодное банковское обслуживание или оптимизируются рекламные бюджеты.
Поиск новых возможностей Важно понять, в каком направлении модернизировать бизнес, чтобы он отвечал новым требованиям рынка. Для этого и пригодятся сэкономленные средства. Спад — естественная стадия, но своевременные меры могут привести к возрождению.
Без финансового учета бизнес не может эффективно развиваться. Контроль на любом этапе помогает вовремя заметить негативные тенденции и усилить конкурентные преимущества.

