Убыток от спама подсчитали

Default Image Архив

Аналитики компании «ФБК» впервые оценили потери российской экономики от спама. Согласно их исследованию, страна ежегодно теряет от 1,3 до 1,9 миллиарда долларов США.

Расчёт основан на оценке стоимости рабочего времени, которое сотрудники тратят на просмотр и удаление нежелательных писем. Эксперты использовали два подхода.

Первый метод опирается на данные о количестве работающих, пользующихся электронной почтой, по отраслям и на статистику Росстата о средней заработной плате. Второй подход учитывает занятость по роду деятельности, что позволяет точнее определить круг пользователей корпоративной почтой.

«Оценив количество работающих, пользующихся электронной почтой, в зависимости от места их работы и занимаемой должности, а также их среднюю заработную плату, мы получили следующие данные: экономика России ежегодно теряет 47,2 миллиарда рублей, или 1,9 миллиарда долларов США», — поясняет директор департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев.

Потери России существенно ниже, чем, к примеру, в США, где в 2007 году они оценивались в 71 миллиард долларов.

«Это объясняется несколькими причинами: в России значительно меньшая стоимость рабочей силы; количество пользователей электронной почты в 7 раз меньше (13,5 против 100 миллионов человек в США); кроме того, как показало наше исследование, российские пользователи удаляют спам в 2,5 раза быстрее (6,8 секунды против 16 у американцев)», — отмечает Николаев.

В условиях кризиса эти потери перестают быть абстрактными.

«Данные средства становятся вполне реальным резервом для повышения эффективности экономики или смягчения последствий кризиса, — говорит Николаев. — Например, потери от спама сопоставимы с суммой, которую Россия планировала выделить в 2009 году на увеличение пособий по безработице (1,4 миллиарда долларов США)».

Методика исследования не претендует на исчерпывающую полноту: она не учитывает расходы на антиспамовые системы и потери от использования сомнительных услуг, рекламируемых в спаме.

Отдельный вопрос — эффективность законодательных мер. С 1 июля 2006 года действует закон «О рекламе», статья 18 которого требует предварительного согласия адресата на получение рекламы. За нарушения предусмотрены штрафы.

Однако количество спама не сокращается. Дела о навязчивой рассылке часто закрываются из-за отсутствия доказательств. Эксперты отмечают, что в интернете крайне сложно установить истинного отправителя, а заказчик рассылки по российскому законодательству ответственности за её распространение не несёт.

Оцените статью
economics-news.ru