Малый бизнес всегда чутко реагирует на изменения в законодательстве и экономической ситуации. С нового года НДС составит 20%, что приведет к снижению покупательской способности. С июля 2019 года вступит в силу 3-й этап закона об онлайн-кассах, который охватит всех предпринимателей.
Что предпринять, чтобы бизнес остался успешным, а сотрудников не пришлось увольнять? Лучшим способом станет грамотное сокращение расходов. Рассмотрим рабочие способы сделать это выгодно и безболезненно.
Аренда более дешевой коммерческой недвижимости помогает значительно снизить издержки. Тренд на вынесение офисов и точек продаж из центра на периферию усиливается. Главная причина – стоимость аренды квадратного метра, которая всегда ниже в удаленных районах.
Посещаемость в спальных районах может оказаться выше, чем в центре. Если у вас автосервис, химчистка или салон красоты, задумайтесь, нужен ли вам статусный и дорогой центр города.
Также подумайте, нужен ли такой большой офис, торговый зал или склад. Возможно, уменьшение площади решит проблемы. Еще один способ – арендовать жилое помещение, которое обойдется дешевле коммерческой недвижимости.
Для небольших организаций в спальном районе это может оказаться самым доступным и удобным вариантом. Некоторые стартапы предпочитают отказаться от офиса вообще, используя коворкинги и программы для удаленной работы. Но, как правило, долго в таком режиме существовать не удается.
Проверенный метод снижения налоговой нагрузки – переход на спецрежим. Налоговые льготы полагаются организациям, развивающим инновационные производства, предпринимателям без наемных работников и самозанятым.
Организации с невысокой выручкой могут получить освобождение от уплаты НДС. Для этого ИП или ООО должны быть на общей системе налогообложения, а выручка за квартал не должна превышать 2 млн рублей без учета налогов.
Также существуют различные налоговые вычеты для малого бизнеса. Например, за установку онлайн-кассы предприниматели могут вернуть до 18 тысяч рублей.
Оптимизация штата для снижения расходов не обязательно означает увольнения. Можно перевести часть сотрудников на удаленный режим. Для бизнеса – экономия на рабочем месте, для сотрудника – удобство и дополнительная мотивация.
Кроме того, можно привлекать специалистов из регионов, где зарплаты ниже, а выбор хороших сотрудников больше. Подумайте, нужно ли менеджеру по работе с клиентами быть в офисе полный день. Возможно, лучше организовать постоянную связь через телефон и мессенджеры.
Важно ставить четкие KPI со сроками выполнения работ. Стратегически важных сотрудников и управленцев переводить на полностью удаленный режим работы нельзя.
Не обязательно держать свой отдел логистики или бухгалтерии, если можно пользоваться услугами внешнего подрядчика. Это относится к юридическим вопросам, дизайну, созданию сайтов и другим непрофильным задачам.
Плюсы такой стратегии очевидны. Не нужно тратиться на содержание и обучение персонала, а оплата является сдельной – за проект или конкретный объем работ.
Среди минусов – предоставление информации третьим лицам. В малом бизнесе соглашения о неразглашении работают плохо. Кроме того, у подрядчика часто нет общей картины вашей ситуации.
Сегодня даже крупный бизнес сокращает расходы на рекламу и маркетинг. В 2017 году Procter & Gamble сократила выпуск рекламы на 41% за год. Средний и малый бизнес также следуют этому тренду.
В эпоху соцсетей многие ранее результативные маркетинговые каналы больше не работают. Стоит внимательно пересмотреть все инструменты продвижения.
Например, небольшой ювелирный магазин отказался от флаеров и рекламы в местных СМИ в пользу страничек во Вконтакте и Instagram. Контент был не только рекламным, но и познавательным. Стратегия контент-маркетинга позволила создать лояльный клуб покупателей, а продажи за год выросли на 27%.
Есть проекты, которые делаются для имиджа, часто себе в убыток. Подумайте, так ли они важны в период, когда нужно сокращать издержки. Стоит оценить все проекты по отдельности и выявить невыгодные.
Для анализа рентабельности можно использовать программы финансово-управленческого учета. Например, строительная компания обнаружила, что несколько объектов являются убыточными, после того как владелец загрузил все данные в систему учета.
Для сокращения расходов можно объединяться с другими бизнесами для проведения совместных промо-акций. Такая схема подходит для тематически связанных компаний. Например, фотостудия и салон красоты могут заказать один рекламный баннер.
Бартер – обмен товарами или услугами – также выгоден. Например, радиостанция предоставила рекламное время фирме по ремонту в обмен на их услуги. Минус бартера – сложности с налогами и другими выплатами.
В каждом бизнесе есть статья «Прочие расходы»: канцелярия, оргтехника, питание сотрудников. Подумайте, можно ли уменьшить эти закупки. Нужны ли пять принтеров на 25 сотрудников или достаточно двух?
Пересмотр непрофильных расходов помогает снизить издержки до 30%. Для малого бизнеса это может оказаться спасительным в трудные времена.
Закупки оборудования для основной деятельности нельзя исключить, но не обязательно покупать все новое. Можно найти товар хорошего качества на вторичном рынке. Например, многие кофейни на старте покупают подержанное оборудование, экономя до 50% бюджета.
Велик риск приобрести технику в плохом состоянии. Стоит внимательно выбирать подержанные товары, чтобы не потратить больше на ремонт.
Опытные сотрудники – половина успеха, но не обязательно держать большой штат на одном направлении. В малом бизнесе достаточно одного-двух стратегов, а текучку можно доверить специальным программам.
Например, программы финансово-управленческого учета заменяют финансовые отделы, а чат-боты стали альтернативой отделу продаж. Автоматизация делает бизнес-процессы более отлаженными и оперативными.
Владелец логистической компании IMPORT.PLUS Алексей Прозоров отметил, что сервис финансового учета заменяет как минимум одного высокооплачиваемого финансиста. Это позволяет избежать найма нескольких специалистов.
Сокращение бизнес-расходов – хорошая стратегия не только в сложные времена, но и всегда. Даже такие мелочи, как выключение компьютеров и света, экономят немалую часть бюджета.

