Релокация бизнеса из России: как выбрать страну и подготовиться

Default Image Архив

Экономические санкции вынуждают многие компании переносить бизнес-процессы за границу. Релокация — это перенос деятельности в другой регион или страну. Иногда это вызвано позитивными причинами, например, предложением инвесторов переехать на более развитый рынок.

В 2022 году для российского бизнеса релокация стала ответом на санкции. Многие предприниматели столкнулись с отключением сервисов, затруднением транзакций и усложнением логистики, что сделало работу в прежнем режиме невозможным.

«В моем окружении это компании, которые изначально были ориентированы на внешний рынок», — сообщила основатель консалтингового бюро Smart-Boss Ольга Епифанова.

Она привела в пример мебельную компанию, чье международное производство пришлось запускать за рубежом, а российское оставить для внутреннего рынка. Также релоцируются онлайн-школы, чьи продажи зависели от заблокированных соцсетей, и разработчики, чьи доходы сократились из-за санкций.

Перед переездом необходимо тщательно подготовиться. Выбор страны зависит от бизнес-процессов. Для работы с российскими контрагентами подходят постсоветские страны без языкового барьера. IT-компании могут выбрать страну нахождения заказчиков, чтобы упростить юридические вопросы.

Важно заранее зарегистрировать юридическое лицо и выбрать банк. Сложность в том, что многие западные банки не хотят работать с Россией. Придется открывать счет в новой стране для международного сотрудничества.

Особое внимание стоит уделить налогообложению. В некоторых западных странах, например в Швеции, Финляндии или Великобритании, подоходный налог достигает 45-56%, что может серьезно уменьшить прибыль.

Нельзя забывать и о бытовых вопросах: стоимости аренды жилья, обучения детей, необходимых документах. Помощь могут оказать специализированные сервисы, такие как Relogate, WinWin, Frelance.Tax, PandaDoc Notary и Уехать.com.

«Быстрый перевод бизнеса из РФ в другую страну возможен только в том случае, если ваш бизнес в принципе мобильный», — отметил генеральный директор сервиса Уехать.com Сергей Мосха.

Он пояснил, что ресторану переехать сложно, а IT-сфера более гибкая. По его словам, популярными направлениями являются Канада, США, Великобритания, Германия, Чехия и Испания.

При выборе страны важно учитывать все нюансы. Например, в Грузии российским предпринимателям могут завышать цены или отказывать в аренде жилья, а банки часто не работают с ними.

«Если говорить о вынужденной релокации, то причин здесь может быть несколько», — обобщил эксперт сервиса Raddy Константин Калинов.

Он перечислил ключевые причины: большая часть аудитории за рубежом, зависимость от импортного сырья и наличие иностранных сотрудников. Для бизнеса с русскоязычной аудиторией он рекомендует страны СНГ.

Консультант Андрей Крехов выделил другие регионы: Азиатский (Вьетнам, Китай), Арабский (ОАЭ), а также Турцию и Северный Кипр. Последний, по его словам, позволяет скрыть аффилированность с Россией.

«При переводе или расширении российского бизнеса за рубеж очень важно заранее обратиться к профессиональным бухгалтерам и адвокатам», — рекомендует Сергей Мосха.

С этим согласен и руководитель Samitov Consulting Марат Самитов. Он советует для ближнего зарубежья рассмотреть Армению и Казахстан, а для дальнего — Китай и ОАЭ, но обязательно привлекать местных юристов.

Релокация может занять месяцы из-за регистрации фирмы, оформления торговой марки и получения вида на жительство. Условия сильно разнятся от страны к стране.

«В разных странах установлены разные условия получения гражданства и регистрации торговой марки или фирмы», — подчеркнул Константин Калинов.

Он привел в пример строгие требования Австрии и Бельгии, а также более расплывчатые условия Германии. Без помощи специалистов, знающих местные законы, переезд может быть очень сложным. Иногда разумнее частичная релокация — перенос лишь некоторых процессов.

При релокации производства линейный персонал проще нанять на месте. Однако если есть слаженная команда, ее стоит перевезти.

«Всех успешных сотрудников я рекомендую перевозить, конечно, если у них нет внутренних причин, которые мешали бы релокации», — заявила основатель рекрутингового агентства Talent First Надежда Жукова.

Она уточнила, что крепкая команда помогает бизнесу адаптироваться на новом месте. Исключение — специалисты по продажам, HR или маркетингу, где критично знание местных реалий.

Переезд команды требует поддержки в бытовых вопросах: поиске жилья, школ и садов. Это помогает сотрудникам быстрее адаптироваться и вернуть прежние темпы работы.

«Весной мы получили предложения для релокации в другие страны», — поделился анонимный бывший сотрудник компании Epam.

По его словам, изначально компания шла навстречу, устанавливая выгодный курс доллара. Однако позже укрепление рубля и рост цен за рубежом вызвали недовольство. В выигрыше остались те, кого переманили крупные российские компании, оставив работать в России.

Оцените статью
economics-news.ru