Предприниматель из Смоленска Владимир Горецкий начинал с продвижения «носков с человеческим лицом» на чулочно-трикотажной фабрике. Однако в итоге он создал одну из самых успешных сетей пиццерий по франшизе «Додо». Сегодня у него 12 работающих ресторанов, и ещё несколько строятся. Бизнес ежегодно растёт на 100%.
«Это была мечта с детства. Я с 6-го класса хотел быть руководителем», — рассказал Владимир. В 90-е, по его словам, не было понятий «бизнесмен» или «предприниматель», поэтому он говорил, что будет «новым русским». Позже это трансформировалось в чёткое желание. Непосредственно запуск «Додо Пиццы» был уже холодным расчётом с бизнес-планом.
До этого он работал в отделе маркетинга на фабрике. Там он научился вести переговоры и размещать рекламу, но главное — осознал, что не хочет работать на кого-то.
«Я понял, что не хочу работать на кого-то, а хочу свой бизнес. В любой большой компании ты работаешь на кого-то», — пояснил он.
В 2009 году Горецкий окончил Смоленский филиал МЭИ по специальности «менеджмент организации». Он считает, что высшее образование необходимо, так как даёт широкую базу.
Идея заняться пицца-бизнесом пришла к нему, когда он искал способы продвижения интернет-магазина носков и наткнулся на блог Фёдора Овчинникова, будущего основателя «Додо Пиццы». Горецкого вдохновил пример Овчинникова и книги Ричарда Брэнсона «Теряя невинность» и Тони Шея «Доставляя счастье».
«Логика была такая: пока туалеты в ресторанах грязные, можно заходить на этот рынок», — отметил предприниматель.
9 марта 2012 года он открыл первую пиццерию «Торро пицца», работавшую только на доставку. Через полгода основатель «Додо» Фёдор Овчинников предложил ему сотрудничество по франшизе.
«Выбрать путь франчайзи для меня было сложно. Это не совсем свой бизнес. Нужно работать по правилам», — признался Горецкий.
Однако общее видение и ценности перевесили. Бизнес он запускал не один, а с партнёром Русланом.
«Я рекомендую запускать бизнес вместе с кем-то. Мне лично так намного комфортнее. Это разделение рисков. И есть с кем посоветоваться», — добавил он.
На старте главной сложностью оказалось не привлечение денег, а вывод модели в стабильный плюс. Были и ошибки в финансовом учёте.
«Основная ошибка была в том, что я слишком оптимистично закладывал выручку и занижал расходы», — вспоминает Владимир.
После кассового разрыва он начал вести платежный календарь. Сегодня финансовое планирование он считает основой бизнеса.
Ранние амбициозные планы пришлось скорректировать. Сейчас у него 12 пиццерий в трёх областях, и к концу 2018 года он планировал довести их число до 20. Вместо Беларуси в качестве мастер-франчайзи он получил Польшу, где открытие первой пиццерии намечалось на 2020 год.
Самый сложный проект — пиццерия в Калуге из-за дорогого помещения. Однако предприниматель уверен, что через год-два они станут там лидерами рынка.
В 2017 году совокупный оборот его пиццерий достиг 220 миллионов рублей. Каждый год бизнес прирастает на 100%.
С проблемой поиска квалифицированных кадров в регионах он справляется, находя и выращивая специалистов внутри компании. Например, маркетолог Юлия пришла на 4 курсе без опыта, а теперь руководит отделом.
В компании практикуется правило: даже кандидат на должность управляющего должен на обучении пройти все позиции — от стажера до руководителя.
«Наш бизнес – это бизнес в деталях. Человек должен разбираться в том, что он делает», — заявил Владимир.
Раз в год проводится День директора, когда управленцы выполняют работу рядовых сотрудников. Сам Горецкий иногда работает курьером, чтобы увидеть бизнес изнутри.
Он не стремится контролировать всё, активно делегируя задачи. Его продукт — это стратегия компании.
«Не бывает самого эффективного канала продвижения в маркетинге, если нет крутой реализации», — считает он.
Правило «доставка за 60 минут или пицца бесплатно» осталось, но теперь компания стремится доставлять за 30 минут. Среднее время по России — 34 минуты. Это внутренний вызов для отстройки процессов и инструмент лояльности.
На вопрос, почему «Додо Пицца» лучше других, он ответил, что компания старается делать лучшую пиццу, максимально открыта и быстро развивается. Исследования показывают, что в Москве они выигрывают у конкурентов в сегменте доставки.
«Ждать того, что мы станем сетью пиццерий №1 в Мире. Это долгий и упорный труд», — сказал он о будущем.
Горецкий отслеживает множество показателей: unit costs, labor costs, EBITDA, чистую прибыль, производительность труда, средний чек и другие. Для работы использует сервисы Google, Keynote и «Планфакт» для финансового учёта.
Молодым людям он советует получить хорошее образование, набраться опыта в выбранном деле, а лишь затем открывать стартап.
«Не зацикливайтесь долго только на выручке. Работайте над прибылью», — дал он совет начинающим предпринимателям.
Сам он читает несколько книг параллельно. Одна из последних — «Управление жизненным циклом корпорации» Ицхака Адизеса.
В ближайшие 5 лет «Додо Пицца» планирует выйти в страны Восточной и Центральной Европы, развиваться в Китае и начать продавать франшизу. Через 10 лет, по его мнению, компания сможет котироваться на бирже с капитализацией не менее 5 миллиардов долларов.
«Главным рынком станет Китай, и там развернется основная борьба», — предположил Владимир Горецкий.

