Туристическая отрасль одной из первых столкнулась с кризисом из-за коронавируса. Путешественники начали отказываться от туров еще в феврале. Поездки отменялись, продажи падали, а количество возвратов путевок росло. По закону турист может в любое время расторгнуть договор, и туроператор обязан вернуть всю сумму за вычетом фактически понесенных расходов.
Ситуация усугубилась 9 марта, когда снизились цены на нефть и упал курс рубля. Деньги за туры, купленные по одному курсу, возвращались туристам уже по повышенному, что также не добавило оптимизма туроператорам.
27 марта Россия прекратила авиасообщение с другими странами. Турфирмы не смогли выполнить обязательства и должны были вернуть деньги за путевки полностью. По распоряжению правительства возврат можно сделать из фондов персональной ответственности туроператора.
Однако оформление выплаты из фонда может занять до восьми месяцев, поэтому турист получит деньги не раньше декабря. Эти фонды не были рассчитаны на столь масштабное бедствие, и средств в них может не хватить.
«Ситуация на рынке ужасная. Такого, на моей памяти, не случалось ни разу», — сообщил Сергей Луговой, директор компании «Полярная Аврора».
Туроператоры настаивают, что выгоднее перенести поездку. Однако внятных перспектив по открытию границ и возобновлению авиасообщения сейчас нет, поэтому неизвестно, как быстро восстановится отрасль.
Ассоциация туроператоров России в конце февраля оценивала потери отрасли в 27 млрд рублей. К середиине апреля эта сумма выросла до 1,5 трлн рублей за первое полугодие. Сбербанк отмечает, что в апреле расходы россиян на услуги турагентств снизились на 97,9%.
Увольнение грозит 65% работников при общем количестве занятых в отрасли 2,5 млн человек. С учетом смежных отраслей могут пострадать не менее 7 млн человек. Иностранные путешественники массово отказываются от поездок в Россию.
Эти потери АТОР оценивает в 500 млн рублей — стоимость заявок на туры с марта по май. Это сильнейшее влияние кризиса на туризм за последние 20 лет.
Казалось бы, можно просто вернуть деньги клиенту, так как отели не оплачены, а билеты не использованы. На деле все сложнее. Туристический бизнес подразумевает постоянный оборот средств.
Деньги за путевку могут быть уже потрачены на оплату проживания тех, кто вернулся, бронирование отеля на следующий месяц или зарплату. Сейчас этот поток остановился. Люди требуют возвратов, а средства уже израсходованы.
Туркомпании пытаются получить деньги у перевозчиков и отелей, но не всегда это удается сделать быстро. Обращение в суд только удлиняет процесс. При этом нужно платить зарплаты, вносить аренду и совершать платежи по кредитам.
«Неопределенность – это главная проблема сегодня. Все участники отрасли ждут информации о снятии ограничений», — отметила Юлия Шабанова, директор турагентства «1001 тур в Омске».
Большинство турагентств работают удаленно, но бронирования новых туров не происходит. Туроператоры рассчитали туры на 2020-2021 год, но всех останавливает отсутствие информации.
Внутренний туризм в кризис будет развиваться только в случае значительного снижения цен. Средняя стоимость перелета из города за Уралом в Сочи начинается от 25 тысяч рублей.
Если есть возможность получить отсрочки по налогам и субсидии, ей нужно воспользоваться. Владелец турагентства может подать заявление на выплату субсидии в размере 12 130 рублей на сотрудника.
Зарплаты сотрудникам – самый больной вопрос для компаний, деятельность которых остановлена. Расходы можно снизить, уменьшив количество рабочего времени или переведя штат на неполный день.
Неизвестно, сколько продлится кризис. Чем раньше вы откажетесь от ненужных трат, тем больше денег удастся сохранить для рывка вперед после снятия ограничений.
Сейчас лучше максимально уменьшить расходы. Можно пересмотреть затраты на банковское обслуживание, тарифы на связь, хостинг сайта и другие операционные издержки.
Если вы давно собирались оптимизировать бизнес-процессы, самое время этим заняться. Даже во время простоя можно актуализировать базы данных, провести переговоры с партнерами или проанализировать аудиторию.
«Сейчас путешественники еще не готовы к туристическому сезону», — сообщила Инна Пик, пресс-секретарь компании KUPIBILET.RU.
Поездки внутри страны станут доступны раньше, чем за рубежом. Работать можно по двум направлениям: продажа партнерских поездок или разработка собственных туров.
Чем дольше мы сидим дома, тем больше привыкаем получать услуги через интернет. В туризме это можно применить, запустив виртуальные консультации и привлекая клиентов через социальные сети.
Некоторые агентства полностью перешли в онлайн. Это позволяет экономить на аренде офиса и быть более гибким. Договор в электронной форме является полноценным документом.
«Ситуация на рынке внутреннего туризма сейчас непростая. Все находятся в ожидании новостей от правительства», — заявил Александр Быков, директор компании «Севертур».
Этот кризис, как и предыдущие, очистит отрасль от слабых игроков. Компании, работавшие недобросовестно, уйдут с рынка. Мелкие фирмы, которым не хватит резервов, также закроются.
Останется несколько крупных туроператоров, которые начнут активнее продавать туры напрямую. Возможно, это снизит стоимость путевок за счет исключения агентских комиссий.
Но есть тенденции и к удорожанию туров. Перевозчиков и отельеров обяжут соблюдать противовирусные меры, что увеличит их затраты. Компаниям придется нанимать больше людей для дезинфекции.
До появления лечения или вакцины страны не откроют границы. Некоторые правительства обсуждают введение «паспортов здоровья», что также увеличит стоимость путешествия.
«Внутренний туризм после пандемии безусловно должен получить развитие, но только с поддержкой государства», — предположил Максим Хахалин, генеральный директор «Уроков.нет».
Мы надеемся на субсидирование поездок для детей, желающих путешествовать по стране. Оценивая рынок, можно сказать, что сезон упущен. Сейчас мы занимаемся поиском перспективных изменений бизнеса.

