Санкции затронули большинство бизнес-процессов российских компаний. Если с банковскими операциями и сервисами разобрались относительно быстро, то логистика до сих пор претерпевает изменения. Эксперты и предприниматели рассказывают, как сейчас осуществляется ввоз и отправка грузов.
Европейский союз закрыл дороги для автомобилей с российскими номерами. Пропускаются лишь фуры с гуманитарными грузами или медикаментами. Воздушное пространство ЕС и США также закрыто для российских самолетов.
Западное небо осталось доступным для авиакомпаний Армении, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, но направления ограничены. Морские пути перекрыты, а крупные контейнерные линии разорвали сотрудничество с Россией.
«Реально доставить груз любым транспортом, вопрос только в том, какой именно груз. Не все товары можно отправить авиатранспортом, также как и морская перевозка подойдет не для всего», — сообщила директор по стратегическому развитию «Транссертико» Юлия Янелис.
«Наиболее популярными сегодня по-прежнему являются авиаперевозки. Это самый быстрый и достаточно надежный способ. Из Европы, конечно, самолетом доставить сложнее, чем из Гонконга или Китая, но все же возможно», — добавила она.
«Автотранспорт, и, в частности, малотоннажные машины из Европы тоже достаточно стабильно едут, разве что теперь им приходится проходить процедуру перегрузки в буферных зонах. Помимо этого, ж/д доставка из Китая остается стабильной», — отметила Юлия Янелис.
«Наиболее проблематичным способом транспортировки грузов стал морской, поскольку многие линии просто отказались осуществлять отгрузку товаров на Россию», — заключила эксперт.
Генеральный директор ОКОМА logistics Павел Попов считает, что доставить грузы можно любым способом, и все зависит от цены.
«Морская логистика перестраивается. Объем уходит в порты Дальнего Востока, в порты Черного и Каспийского морей. Также объем грузов, который перевозили морем, частично замещается другими видами транспорта», — сообщил Павел Попов.
«Железная дорога сейчас самый надежный вид транспорта, с несколькими НО. С возросшим объемом грузов увеличивается нагрузка на инфраструктуру в Китае, России, Казахстане, а это влияет на сроки», — добавил он.
Новые логистические схемы занимают больше времени. Инфраструктура зачастую не справляется с возросшей нагрузкой, что приводит к многокилометровым очередям на границах.
«Только один обязательный перецеп грузов в Белоруссии увеличил продолжительность автомобильных маршрутов на 2 дня», — подчеркнули специалисты компании MTL Group.
«С его учетом скорость доставки грузов составила до 4 дней при транзите из стран Прибалтики до Москвы, 5 дней — из Польши и от 8 до 15 дней из других европейских стран», — уточнили в компании.
«Обычные перевозки автомобильным транспортом по срокам сейчас увеличились на 3-6 суток. Доставка из Китая, Гонконга и ОАЭ займет всего 1 день, но если товар требует оптимизацию маршрута, то это может увеличить срок на 6-12 дней», — сообщили в MTL Group.
Руководитель компании Art Textile Екатерина Василенко отмечает, что сроки прохождения границы между Литвой и Калининградской областью значительно выросли из-за оформления дополнительных документов.
«Огромные очереди из фур. К нам в область пустили несколько паромов, но и их не хватает, так как грузят в первую очередь товары первой необходимости», — заявила она.
Управляющий партнер Parpa Виктория Вилк констатирует, что сроки доставки из Италии увеличились в 2-3 раза.
«Раньше доставка и таможенное оформление занимали 7-10 дней. Теперь 3-4 недели. В исключительных случаях машина может стоять на таможне в Латвии до 2 недель», — отметила она.
«Сроки увеличиваются из-за проверок на соответствие санкционным спискам. Поэтому если груз сборный или, по мнению проверяющих органов, является санкционным, то встает вся машина», — добавила Виктория Вилк.
Говоря о новой логистике, многие обращаются к опыту Китая, который не прерывал сотрудничество. Однако и здесь есть сложности, связанные с пандемией и нагрузкой на инфраструктуру.
«Прямо сейчас популярны следующие кейсы: транзит через Казахстан, Турцию или Иран. Мы считаем, что многие из этих схем нерабочие или ненадежные», — сообщил соучредитель группы компаний «СЛК» Дмитрий Аржаных.
«Весь мой опыт говорит о том, что отгрузки из ЕС возможны даже сейчас! Если товар не попал под санкции и отправитель готов отгружать его, то нет смысла его возить через неотработанные маршруты», — заявил он.
Павел Попов, в свою очередь, полагает, что Казахстан и Турция станут основными направлениями для ввоза товаров из ЕС, также возрастет роль Азербайджана.
«Южная Корея — сложившейся транспортный узел между Китаем и Россией. Но уже больше полугода как начали возникать проблемы – появились задержки, так как инфраструктура не справлялась», — отметил он.
Юлия Янелис привела пример, когда груз, летевший через ОАЭ, застрял на месяц из-за дополнительных согласований.
«Иными словами, уверенно заявлять какие-либо сроки стало трудно, поскольку если внутри страны отправления сегодня введут какие-то распоряжения, завтра груз там может попросту застрять», — пояснила она.
Доставка товаров из-за границы теперь сталкивается с тремя основными сложностями: увеличением сроков, ростом цен и отказом некоторых поставщиков от сотрудничества. Это касается и экспорта в ЕС, для которого приходится искать обходные пути.

