Бизнес создают, чтобы получать доход, и каждому собственнику хочется тратить эти средства на себя. Иногда кажется, что прибыль достаточно велика, чтобы позволить себе новую машину или квартиру. Однако вскоре может выясниться, что не хватает денег на налоги или аренду. Рассказываем, как грамотно отделять личные финансы от средств компании.
Почему сложно разделить личные деньги и деньги бизнеса
Предприниматели называют три ключевые причины этой проблемы.
Психологическая Главная цель бизнеса — прибыль. Собственники берут на себя риски, ожидая взамен не только удовлетворение от работы, но и материальные блага: квартиры, путешествия, автомобили. К сожалению, не всем удается справиться с эмоциональными порывами.
«В нашей компании нет проблем с разделением своих денег и бизнеса. У нас бухгалтерская компания, и мы грамотно распределяем средства. Но в истории клиентов такие случаи были. Чаще всего, это делалось на эмоциях. Захотелось хорошую машину или срочно съездить за границу. Собственник выводит деньги из бизнеса, а потом выясняется, что нет средств на зарплату или налоги», — сообщил генеральный директор «Самитов Консалтинг» Марат Самитов.
Техническая Эта сложность характерна для ИП на УСН. Закон позволяет получать оплату от клиентов на личную карту. Хотя для каждой сделки нужны документы, деньги фактически поступают предпринимателю напрямую. Некоторые затем путаются в суммах и тратят их на личные нужды.
«Индивидуальные предприниматели по закону вправе распоряжаться средствами, которые находятся на расчетном счете, без каких-либо ограничений и дополнительной отчетности. Нет необходимости вести и кассовые документы», — отметил генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Он добавил, что при отсутствии дисциплины это приводит к проблемам, особенно у владельцев микро-бизнеса, которые считают все деньги своими. Аналогичная ситуация возможна с бизнес-картами, которые иногда используются для крупных личных покупок.
Законодательная Некоторые предприниматели ошибочно видят лазейку в представительских расходах, полагая, что на них можно списать личные траты. Однако Налоговый кодекс четко регламентирует такие расходы, разрешая тратить лишь определенный процент. К тому же, эти затраты уменьшают прибыль компании.
«С отделением денег бизнеса и своих у предпринимателя возникают сложности тогда, когда нет четкого планирования и системного подхода к бизнесу», — пояснил владелец digital-студии «Акцепт» Антон Евтеев.
К чему приводит смешение финансов
Если не разделять деньги, возникают трудности с оценкой реальной прибыли и развития бизнеса. Появляются и более серьезные угрозы.
Кассовый разрыв Например, собственник выводит 2 млн рублей на автомобиль, а 10-го числа компания не может выплатить зарплату и закупить материалы. Не хватает именно этих двух миллионов.
«Некоторые читают популярные, но поверхностные статьи, где говорится, что деньги ИП — это его личные деньги. Потом радостно потирают руки, глядя на круглую сумму на расчетном счете», — рассказал директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец.
Он отметил, что у владельца есть не только деньги, но и обязательства перед поставщиками и сотрудниками. Законодательство также прямо запрещает выводить средства из ООО без уплаты налогов.
Остановка в развитии Даже при своевременной оплате налогов и зарплат бизнес может перестать расти. Частый вывод средств лишает компанию возможности обновлять оборудование или запускать новые проекты.
«В случае индивидуальных предпринимателей, при частом обналичивании крупных средств у контролирующих органов и финмониторинга банка могут возникнуть вопросы», — предупредил Дмитрий Матвеев.
Артем Туровец также призвал избегать незаконных схем, например, фиктивной выдачи денег под отчет, отметив, что за такие манипуляции может грозить уголовная ответственность.
Как правильно выводить деньги из бизнеса
Ключевое правило — финансовая дисциплина. Необходимо в первую очередь обеспечивать обязательства бизнеса и лишь затем думать о личных тратах.
«У меня сейчас все строго: есть лимит, который я себе ставлю в зависимости от заработка. Это мой процент, как хозяина бизнеса, но сумма эта не в ущерб бизнесу. Брать в долг у своего бизнеса я не привык, как по мне, так это провал», — поделился сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников.
Дисциплину можно выработать самостоятельно или с помощью сервисов финансового учета, которые наглядно показывают расходы на налоги, зарплаты и закупки. Существуют и практические методы:
- Платите себе зарплату как сотруднику. Займите в компании должность, например, директора, и получайте фиксированную сумму ежемесячно, не подрывая финансовое состояние бизнеса.
- Выплачивайте дивиденды. Собственники могут получать процент от прибыли, но только после выполнения всех обязательств и с учетом того, что останутся средства на развитие.
- Создавайте фонды. Распределяйте все поступающие деньги по отдельным виртуальным «кошелькам» для налогов, зарплат, закупок и дивидендов.
«Внедряйте финансовое планирование и всегда распределяйте входящий поток денег по фондам. Процент распределения зависит от вида бизнеса», — посоветовал Марат Самитов.

