Как составить УТП

Default Image Архив

Грамотное уникальное торговое предложение (УТП) помогает бизнесу развиваться. В статье расскажем, как составить и использовать УТП, чтобы обойти конкурентов, а также приведем реальные примеры.

Что такое УТП, зачем оно нужно и как его использовать

УТП — это уникальное, интересное и выгодное предложение для целевой аудитории. Обычно в нем используют главные особенности продукта, бренда или сервиса. Именно УТП помогает клиентам выбрать ваш товар или услугу.

Главные цели уникального торгового предложения — отстроиться от конкурентов и привлечь свою целевую аудиторию. С его помощью вы займете устойчивое место на рынке.

Суть составления УТП — в отстройке от конкурентов. Вы должны предложить что-то действительно уникальное, чтобы выделиться из массы. Подумайте: если вы откроете интернет-магазин бытовой техники с таким же ассортиментом и сервисом, как у крупного игрока, много ли у вас будет покупателей?

«Мы вторые. Мы работаем усерднее», — заявили в компании Avis, превратив свой недостаток в преимущество и значительно увеличив долю рынка.

Рассказывать об уникальности своих продуктов или услуг можно везде, где присутствует целевая аудитория:

  • на сайте и в социальных сетях;
  • в контекстной и баннерной рекламе;
  • в PR-статьях и печатных материалах;
  • в вывесках и оформлении офиса.

Уникальное торговое предложение отлично помогает продвижению бренда как в офлайне, так и в онлайне.

Как составить УТП за 5 шагов

Составить уникальное торговое предложение можно, следуя простому алгоритму из пяти шагов.

Шаг 1. Определите, кто ваша целевая аудитория

Перед тем как составить УТП, важно понять, кому именно и как предлагать продукт. Опишите вашу аудиторию максимально подробно: возраст, доход, интересы, место жительства. Чем больше информации, тем лучше.

Выясните, что именно у вас покупают. Покупают не дрель, а отверстия в стене, не матрас, а комфортный сон. Формирование выгоды покупателя поможет построить УТП, даже если у вас нет явных преимуществ перед конкурентами.

«В УТП обязательно должно присутствовать то, что клиент хотел бы получить и/или удержать», — отметил Андрей Коломенский, Business Growth & Executive.

Определите, что волнует вашу целевую аудиторию: какие у нее возражения, страхи и боли. Это поможет составить сильное УТП. Например, если важна скорость, предложите доставку за час.

Шаг 2. Охарактеризуйте продукт

Заведите таблицу и запишите в столбик все характеристики и преимущества вашего продукта или сервиса. Описывайте все, с чем взаимодействует клиент: контроль качества, гарантии, сроки доставки, бонусы, скидки.

«Мы составили УТП только на основе характеристик самого продукта — изготавливаем и продаем под заказ», — сообщил Сергей Синицын, зам. директора по маркетингу ООО «Норгис Пресс».

Шаг 3. Сравните ваше предложение с предложениями конкурентов

Проанализируйте 5–6 ближайших конкурентов. Создайте таблицу, где отметите, какие характеристики есть у них, а какие — только у вас. Особенности, напротив которых стоят только плюсы, и будут вашими уникальными преимуществами.

«Только анализ конкурентов способен дать понимание, есть ли у продукта реальное отличие от других предложений на рынке», — заявила Нелля Лемешенко, главный редактор компании «MCOB».

Шаг 4. Составьте финальную версию УТП

Посмотрите на выбранные уникальные характеристики компании и ожидания целевой аудитории. Постарайтесь закрыть своим предложением основную боль клиентов.

Составьте УТП из ваших преимуществ и основной выгоды для клиента. Предложение должно быть емким и привлекательным. Чтобы оно было эффективным:

  • пишите кратко, достаточно 1–2 предложений;
  • используйте факты вместо общих фраз;
  • не забывайте о выгоде клиента.

«Я исследую проект, изучаю конкурентов, продумываю 2–3 концепта отстройки от них. Далее анализирую и выбираю один для работы», — поделилась Юлия Галынская, руководитель студии yulize.com.

УТП нужно своевременно обновлять, примерно раз в год, так как рынок и предложения конкурентов меняются.

Шаг 5. Проверьте, что ваше УТП не является акцией

Помните, УТП — это постоянное предложение для отстройки от конкурентов. Если оно зависит от наличия товара, праздников или сезона, то это акция. Акция временна, УТП — постоянно.

Проверьте свое УТП по чек-листу:

  • Предложение зависит от меняющихся факторов?
  • УТП дублирует предложение конкурента?
  • После прочтения хочется что-то уточнить?
  • Можно ли напечатать УТП на визитке?

Для вдохновения: примеры слоганов

В M&M’s создали слоган «Тает во рту, а не в руках», который снял страх покупателей запачкаться. Это УТП выделило конфеты на фоне других.

Корпорация DeBeers использует слоган «Бриллианты вечны» более пятидесяти лет. Идея в том, что алмазы — символ вечной любви, и компания корректно указала «срок службы» изделий.

Существуют УТП, которые не отражают напрямую характеристики продукта, но запоминаются. Например, лозунг «Ты знаешь, что можешь!» от «МТС», который позиционирует компанию как источник возможностей.

Оцените статью
economics-news.ru