Бренд Emka занимается производством и продажей женской одежды. Его руководитель Александр Арутюнов начал бизнес в этой сфере в 2002 году, а сам бренд появился в 2009-м. Долгое время компания делала упор на оптовые продажи. Сейчас Emka развивает три направления: оптовые и розничные продажи, а также торговлю через маркетплейсы. В штате компании 350 человек, а годовой оборот составляет 2 млрд рублей.
Финансовый учет «на коленке»
В крупной компании финансовый учет долгое время велся в нескольких Excel-таблицах. Хоть это и делалось аккуратно, цельной картины не давало. Александр Арутюнов отмечает, что финучет «велся на коленке».
«Чтобы видеть полную картину финансов, нужна была длительная подготовка. Задействовали финансового менеджера, который собирал таблицы-бумажки воедино. В них мы пытались разглядеть общую картину. Это было неудобно и, скорее всего, совершались какие-то ошибки, потому что не вся информация была учтена», — пояснил он.
Так как файлами пользовались несколько людей, возникала путаница с ответственностью. Данные вносились несвоевременно, и информация в таблицах не всегда была актуальной.
Поиск решения
О существовании специализированных сервисов руководитель компании узнал, проведя аналогии с автоматизацией в других отраслях.
«Если есть сервисы, которые упрощают работу отдела продаж, существует программа по учету швейного производства, значит должны быть программы, которые помогают вести финансовый учет. С этого я начал свои поиски», — сообщил Александр Арутюнов.
«ПланФакт» был выбран из-за удобного интерфейса и понятного обучающего видео.
«Я изучил ПланФакт и очаровался им — настолько классно и понятно на сайте описывается удобство и важность сервиса», — добавил он.
Процесс внедрения
Внедрение сервиса проводил финансовый менеджер компании совместно с консультантом «ПланФакта».
«Внедрение происходило долго, потому что мы хотели все сделать правильно, чтобы потом не исправлять ошибки. Долго определялись, как верно все разнести по статьям», — комментирует финансовый менеджер Emka Лилия Хисямова.
Финансовый эксперт «ПланФакта» Ирина Тупицына пояснила, почему процесс занял много времени:
«До того как прийти к согласованной слаженной работе на услуге “Учет и аналитика”, мы настроили аккаунт, переработали огромный объем данных, внесли их максимально корректно. В компании проходит по несколько тысяч операций в месяц. Это объективно большие показатели».
Как построена работа сейчас
Финансовый менеджер Emka вносит все данные в программу, а эксперт «ПланФакта» Ирина Тупицына ежеквартально проводит комплексный финансовый анализ. В него входит:
- анализ отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств (ОДДС);
- вертикальный и горизонтальный анализ;
- расчет изменения оборотного капитала;
- оценка возможной суммы дивидендов;
- расчет рентабельности собственного капитала.
«Для этой компании очень важен показатель оборотного капитала, мы уделяем ему особое внимание. Еще один важный вопрос, который часто недооценивают, это расчет дивидендов. При расчете суммы, которую можно забрать в текущем моменте, нужно учесть множество параметров», — отметила Ирина Тупицына.
Эксперт добавила, что на созвонах также уделяют внимание эффективности роста бизнеса и анализу возможности привлечения заемных средств. По ее оценкам, компания растет эффективно: рентабельность чистой прибыли составляет 16,5%.
Конкретные результаты и решения
Руководитель компании Александр Арутюнов всегда видит общую картину бизнеса в режиме реального времени, что помогает принимать взвешенные решения.
«Сейчас мы в процессе переговоров по одному торговому центру. Принимаем решение, оставаться или закрывать магазин. Он показывает не те выручки, на которые мы рассчитывали. Принимая решение закрыть магазин, посмотрели в ПланФакте картину по нему. Оказалось, что при всех издержках этот ТЦ приносит хорошую прибыль. А другой торговый центр, который мы считали прибыльным, оказался убыточным», — привел пример Арутюнов.
Сервис также помог выявить и сократить неочевидные издержки.
«В прочих расходах было спрятано много всего, что казалось нам не имеющими значения мелочами: канцелярия, чай-кофе в офис. Когда мы увидели их в ПланФакте, поняли, что эти траты совершенно не оправданные, мы их сократили, сэкономив деньги на аренду одного магазина», — заявил он.
«ПланФакт» помог компании запланировать и грамотно подойти к обновлению концепции бренда.
«Планируем своего рода ребрендинг: новый дизайн магазинов, новая концепция. Видим в ПланФакте, что прибыль позволяет воплотить в жизнь такие обновления. К таким вложениям нужно тщательно подготовиться, для этого мы ориентируемся на данные ПланФакта», — сообщил Александр Арутюнов.
Ценность внешней экспертизы
По словам руководителя, услуга «Учет и аналитика» дает объективный взгляд со стороны.
«Финансовый эксперт ПланФакта смотрит на наши показатели, как смотрел бы сотрудник банка при нашем запросе на кредит или Центральный Банк — при сдаче отчетности, если бы стояла задача оценить наш бизнес. Нам важно объективно оценивать нашу компанию, ее прибыльность и ликвидность», — резюмировал Александр Арутюнов.

