Новичок в спортзале нуждается в совете тренера, задавая вопросы как о глобальных, так и о мелочах. В бизнесе наставник также может дать ценный совет и научить тому, до чего самостоятельно пришлось бы долго доходить. Деньги, вложенные в обучение, помогают сэкономить в будущем на собственных ошибках.
Однако не каждое обучение полезно. Некоторой информации суждено устареть еще до того, как солидный университет включит ее в программу. Другие же спешат выпустить курс, не разбираясь в теме. Таких создателей часто называют «инфоцыганами».
«Инфоцыгане» — это люди, выпускающие информационные продукты, не несущие практической ценности. Их агрессивная реклама в соцсетях, рассылки и взаимный пиар создают ощущение, что все бизнес-тренеры — шарлатаны, продающие воздух.
Виды наставников
Ментор — это человек, который передает знания, являясь для ученика экспертом и примером для подражания. Его польза заключается в следующем:
- Он делится опытом, что позволяет избежать типичных ошибок.
- Помогает строить бизнес, дает рекомендации и полезные знакомства.
- Способствует достижению целей и развитию навыков.
- Видит ситуацию со стороны и дает объективные, небанальные советы.
- Может помочь конкретными действиями, например, предоставив нужную информацию.
Как найти наставника? В крупных компаниях действуют программы менторства. Если нужен наставник, можно напрямую обратиться к эксперту. Однако нужно быть готовым к отказу, так как не все готовы курировать других.
Для продуктивного взаимодействия важно:
- Четко поставить цель.
- Обговорить условия сотрудничества: график встреч и темы для обсуждения.
- Активно слушать, задавать вопросы и просить обратную связь.
«При выборе наставника, который поможет достичь цели, нужно обратить внимание на следующие критерии: навыки и опыт работы по обучению; обладание теми качествами, которые вы хотите развить; компетентность в вашей сфере; личная совместимость; искреннее желание помочь; умение предоставлять качественную обратную связь», — отмечает Юлия Пономаренко, руководитель отдела СМИ IT-стартапа SFERA.
Коуч — это психологический консультант, который не передает знания, а помогает решить конкретную задачу. Он стимулирует самостоятельность клиента, меняя паттерны его поведения. Коуч не дает советов, а задает направление, занимая нейтральную и безоценочную позицию.
Плюсы коучинга для руководителя:
- Более четкое понимание, на чем сосредоточиться.
- Повышение эффективности работы и снижение количества конфликтов.
- Экономия времени за счет проработки разных вариантов достижения цели.
«Коучинг – способствующая развитию психологическая методика. Клиент в коучинговой беседе раскрывается и создает собственное уникальное решение, подходящее именно ему», — поясняет Анна Чулкова, сертифицированный коуч, основатель «Карьерист SM».
Бизнес-тренер — это преподаватель, который использует систему обучения для освоения конкретных навыков, например, техники переговоров. В процессе используются мозговые штурмы, отработка ситуаций и командные игры.
Профессионального тренера отличает:
- Отличные коммуникативные способности.
- Умение построить программу обучения и выбрать методы.
- Глубокое знание предмета и практический опыт в своей области.
Бизнес-тренер или продавец воздуха – как отличить?
Сомнительные тренеры часто дают агрессивную рекламу, обещая золотые горы без конкретики и гарантий. Выявить «инфоцыгана» помогут следующие признаки.
Обещание волшебной таблетки Такие «специалисты» предлагают быстрое обогащение без усилий. В качестве доказательства они рассказывают историю внезапного успеха. Однако человек, которому все досталось «по взмаху палочки», вряд ли сможет качественно научить ведению бизнеса.
Сапожник без сапог Тревожный сигнал — отсутствие у тренера реальных навыков и подтвержденного успеха. Если все его достижения — это лишь страница в Instagram с историями о победах и нет даже ИП, это плохой показатель. «Успешный успех» в соцсетях может быть подделкой.
Отдельная категория — «сбитые летчики», практики, успешные лишь в прошлом. Их знаниям может быть больше 20 лет, что ставит под сомнение их актуальность.
Универсальный солдат Эксперт, предлагающий курсы на совершенно разные темы, вряд ли является глубоким специалистом во всех них. Часто это реакция на быструю смену моды в инфобизнесе.
Только положительные эмоции На таких тренингах сомневающихся и задающих неудобные вопросы называют «токсичными». Это манипуляция, которая создает у слушателей ложное чувство избранности и убирает тех, кто может усомниться в ценности курса.
Итак, если первичный фильтр пройден и наставник не вызывает явных подозрений, стоит предпринять следующие шаги.
Изучите резюме Внимательно изучите послужной список тренера: организации, с которыми он работал, и отзывы учеников. Лучший показатель — внедренные проекты и повторные заказы. Плюсом являются публикации, блог или книги эксперта.
Познакомьтесь лично Только на встрече можно понять, подходит ли вам специалист. Профессионал постарается вникнуть в суть вашей задачи, задавая уточняющие вопросы, а не сразу начнет презентацию своего тренинга.
Посмотрите программу тренинга Качественная программа включает тему, цели, тезисное содержание, описание результата, график и время для вопросов. Хороший тренер не боится общения и может адаптировать программу под клиента.
«При подборе коуча следует руководствоваться теми же принципами, что и при поиске профессионального специалиста: запросить диплом, проверить сертификаты, обратить внимание на специализацию, запросить рекомендации и организовать личную встречу», — советует Ольга Еремеева, Ex-CEO Pandora, основатель бизнес-школы SMITcoaching.

