Кассовый разрыв — это ситуация, когда у предпринимателя нет денег для выполнения финансовых обязательств. Например, во время пандемии 2020 года многие компании в сфере услуг лишились выручки, но должны были платить налоги, зарплаты и кредиты. Это привело к массовым банкротствам.
Даже в обычное время с такой проблемой сталкивается до половины российских бизнесменов. Поэтому критически важно заранее прогнозировать и предотвращать кассовые разрывы. Это гораздо дешевле и проще, чем бороться с последствиями.
7 причин кассового разрыва
Чаще всего проблема возникает из-за следующих факторов:
- Убыточность бизнеса, которую вовремя не выявили.
- Отсутствие финансового планирования.
- Большая дебиторская задолженность.
- Затоваривание склада.
- Непросчитанные инвестиции.
- Внешние факторы (санкции, новые законы).
- Чрезмерное изъятие средств собственником.
1. Бизнес убыточный, но собственник не в курсе
«В Казани у моего клиента 17 аптечных киосков и постоянная нехватка денег. Оказалось, что из 17 киосков прибыльны были всего 2», — комментирует Наталия Морозова, эксперт по управлению финансами.
Чтобы избежать разрыва, необходим управленческий учет. Анализ прибыльности каждого направления поможет выявить и закрыть убыточные точки.
2. Нет планирования
История Романа, который нанял сотрудников для крупных проектов с постоплатой, а к зарплате денег не обнаружил, показательна. Использование платежного календаря или шаблона БДДС позволяет заранее увидеть дефицит и принять меры, например, договориться об авансе.
3. Большая дебиторская задолженность
«В каждой компании должен быть регламент по работе с дебиторской задолженностью, и сотрудник, который несет за нее ответственность», — отмечает Наталия Морозова.
Без контроля дебиторки компания теряет деньги и вынуждена брать кредиты, усугубляя ситуацию.
4. Затоваривание
Пример Татьяны, купившей большую партию новогодних украшений со скидкой, но не продавшей их из-за открывшегося рядом конкурса, показывает риски. Товар на складе — это замороженные деньги. Грамотное управление запасами и анализ оборачиваемости помогают избежать затоваривания.
5. Непросчитанные инвестиции
Иван хотел купить склад, но финансовый директор остановил его, показав, что деньги уже распланированы на другие нужды. Любая инвестиция требует тщательного анализа и иногда консультации со сторонним экспертом.
6. Внешние факторы
К ним относятся санкции, новые законы или длительные праздники. Например, обязательная маркировка обуви в 2020 году увеличила издержки производителей и ритейлеров. Полностью застраховаться от таких рисков нельзя, но поможет финансовая подушка безопасности.
7. Собственник выводит на себя слишком много
Покупка дорогого автомобиля, когда деньги в кассе есть, но вскоре нужны для выплаты зарплаты и расчетов с поставщиками, ведет к разрыву. Средства можно выводить только из подтвержденной прибыли, а не из оборотных средств, и всегда сверяться с платежным календарем.
Что делать, если кассовый разрыв наступил?
В такой ситуации помогут следующие шаги:
- Проведите анализ расходов. Выделите неотложные платежи и временно откажитесь от низкоприоритетных.
- Договоритесь с контрагентами. Попросите отсрочку или рассрочку у проверенных партнеров.
- Соберите дебиторскую задолженность. Активизируйте работу с должниками.
- Переведите пассивы в активы. Сдайте в аренду или продайте неиспользуемое имущество.
- Вложите свои средства. Но если это стало системой — пересмотрите модель бизнеса.
- Возьмите кредит. Это временное решение, но будьте дисциплинированны в выплатах.
- Воспользуйтесь овердрафтом. Он может стать страховкой на случай внезапного дефицита.
- Рассмотрите факторинг. Он позволяет быстро получить деньги за поставленный товар.
«Принцип работы овердрафта и факторинга схож — их можно использовать в тот же момент, когда понадобились средства. Разница в том, что овердрафт несет за собой необходимость поддержания оборотов в определенном банке, что не всегда удобно», — поясняет Мурат Хабаху, руководитель подразделения «Факторинг ПЛЮС».
Мнение экспертов
Оксана Ткаченко, кандидат экономических наук, рекомендует оценить текущее состояние бизнеса, пересмотреть договоры, просить предоплату и активно работать с дебиторами.
Артем Дуров, генеральный директор «Открытие Факторинг», советует наладить финансовое планирование, сокращать операционный цикл, определять платежную политику и напоминать дебиторам о долгах.
Грамотный управленческий учет и регулярное планирование с помощью инструментов вроде платежного календаря позволяют прогнозировать и предотвращать кассовые разрывы.

