Как избежать кассового разрыва. Руководство для предпринимателя

Default Image Архив

Кассовый разрыв — это ситуация, когда у предпринимателя нет денег для выполнения финансовых обязательств. Например, во время пандемии 2020 года многие компании в сфере услуг лишились выручки, но должны были платить налоги, зарплаты и кредиты. Это привело к массовым банкротствам.

Даже в обычное время с такой проблемой сталкивается до половины российских бизнесменов. Поэтому критически важно заранее прогнозировать и предотвращать кассовые разрывы. Это гораздо дешевле и проще, чем бороться с последствиями.

7 причин кассового разрыва

Чаще всего проблема возникает из-за следующих факторов:

  • Убыточность бизнеса, которую вовремя не выявили.
  • Отсутствие финансового планирования.
  • Большая дебиторская задолженность.
  • Затоваривание склада.
  • Непросчитанные инвестиции.
  • Внешние факторы (санкции, новые законы).
  • Чрезмерное изъятие средств собственником.

1. Бизнес убыточный, но собственник не в курсе

«В Казани у моего клиента 17 аптечных киосков и постоянная нехватка денег. Оказалось, что из 17 киосков прибыльны были всего 2», — комментирует Наталия Морозова, эксперт по управлению финансами.

Чтобы избежать разрыва, необходим управленческий учет. Анализ прибыльности каждого направления поможет выявить и закрыть убыточные точки.

2. Нет планирования

История Романа, который нанял сотрудников для крупных проектов с постоплатой, а к зарплате денег не обнаружил, показательна. Использование платежного календаря или шаблона БДДС позволяет заранее увидеть дефицит и принять меры, например, договориться об авансе.

3. Большая дебиторская задолженность

«В каждой компании должен быть регламент по работе с дебиторской задолженностью, и сотрудник, который несет за нее ответственность», — отмечает Наталия Морозова.

Без контроля дебиторки компания теряет деньги и вынуждена брать кредиты, усугубляя ситуацию.

4. Затоваривание

Пример Татьяны, купившей большую партию новогодних украшений со скидкой, но не продавшей их из-за открывшегося рядом конкурса, показывает риски. Товар на складе — это замороженные деньги. Грамотное управление запасами и анализ оборачиваемости помогают избежать затоваривания.

5. Непросчитанные инвестиции

Иван хотел купить склад, но финансовый директор остановил его, показав, что деньги уже распланированы на другие нужды. Любая инвестиция требует тщательного анализа и иногда консультации со сторонним экспертом.

6. Внешние факторы

К ним относятся санкции, новые законы или длительные праздники. Например, обязательная маркировка обуви в 2020 году увеличила издержки производителей и ритейлеров. Полностью застраховаться от таких рисков нельзя, но поможет финансовая подушка безопасности.

7. Собственник выводит на себя слишком много

Покупка дорогого автомобиля, когда деньги в кассе есть, но вскоре нужны для выплаты зарплаты и расчетов с поставщиками, ведет к разрыву. Средства можно выводить только из подтвержденной прибыли, а не из оборотных средств, и всегда сверяться с платежным календарем.

Что делать, если кассовый разрыв наступил?

В такой ситуации помогут следующие шаги:

  1. Проведите анализ расходов. Выделите неотложные платежи и временно откажитесь от низкоприоритетных.
  2. Договоритесь с контрагентами. Попросите отсрочку или рассрочку у проверенных партнеров.
  3. Соберите дебиторскую задолженность. Активизируйте работу с должниками.
  4. Переведите пассивы в активы. Сдайте в аренду или продайте неиспользуемое имущество.
  5. Вложите свои средства. Но если это стало системой — пересмотрите модель бизнеса.
  6. Возьмите кредит. Это временное решение, но будьте дисциплинированны в выплатах.
  7. Воспользуйтесь овердрафтом. Он может стать страховкой на случай внезапного дефицита.
  8. Рассмотрите факторинг. Он позволяет быстро получить деньги за поставленный товар.

«Принцип работы овердрафта и факторинга схож — их можно использовать в тот же момент, когда понадобились средства. Разница в том, что овердрафт несет за собой необходимость поддержания оборотов в определенном банке, что не всегда удобно», — поясняет Мурат Хабаху, руководитель подразделения «Факторинг ПЛЮС».

Мнение экспертов

Оксана Ткаченко, кандидат экономических наук, рекомендует оценить текущее состояние бизнеса, пересмотреть договоры, просить предоплату и активно работать с дебиторами.

Артем Дуров, генеральный директор «Открытие Факторинг», советует наладить финансовое планирование, сокращать операционный цикл, определять платежную политику и напоминать дебиторам о долгах.

Грамотный управленческий учет и регулярное планирование с помощью инструментов вроде платежного календаря позволяют прогнозировать и предотвращать кассовые разрывы.

Оцените статью
economics-news.ru