Александр Топач — соучредитель украинского портала для думающих мам «Мама знает». Тренинги и интенсивы проекта помогают воспитать умного и покладистого ребёнка без криков и истерик. В штате восемь человек: два соучредителя, психолог-спикер, специалисты технической поддержки и по работе с клиентами, веб-дизайнер и видеомонтажёр. Годовой оборот составляет 7 млн гривен (около 20 млн рублей). Основные клиенты — родители, преимущественно мамы из России и Украины.
Нетипичный бизнес
Проект предлагает обучающие мероприятия по воспитанию детей: «Осознанное воспитание», «Стоп истерики», «Формула мотивации детей», «Мама в авторитете» и другие.
«Наши марафоны по воспитанию объединены одной темой и единой целью. Такой продукт не сразу понятен людям. Воспитанию детей и психологии в нашей культуре, к сожалению, пока не принято учиться», — рассказывает соучредитель компании Александр Топач.
Он отмечает, что все хотят волшебную таблетку. Например, один из самых популярных запросов — как избавиться от гаджетозависимости. Решение простое — нужно уделять больше времени ребёнку. Но к такому редко кто готов, все ищут более простой путь. Поскольку тренинги проекта — продукт особенный и не самый привычный, бизнес тоже получается нетипичным.
«Мои таблицы мог понять только я»
Александр Топач признаётся, что вёл весь учёт в Excel-таблицах с момента запуска бизнеса, но разобраться в них мог только он сам. Чтобы показать коллегам и соучредителю ситуацию в компании, приходилось тратить много времени на объяснения. Как правило, кроме него, никто ничего не понимал из-за отсутствия наглядности.
«Чтобы посмотреть, какая прибыль и расходы были в мае, в октябре мне нужно было найти записи за май, разобраться в них самому и объяснить коллегам», — делится он. Соучредитель предложил автоматизировать учёт и дал ссылку на сервис «ПланФакт».
«С ПланФактом все было интуитивно понятно»
По словам Александра, никаких проблем с внедрением не возникло. Весь бизнес строится на онлайн-сервисах, поэтому работа с «ПланФактом» оказалась интуитивно понятной. При возникновении вопросов техподдержка срабатывала молниеносно.
«Я продолжаю вручную вносить информацию по нашему проекту в ПланФакт, на это уходит 20 минут каждый день. Раньше я тратил на это не меньше часа», — сообщает он.
Время можно было бы сократить ещё, но такой задачи не стоит. Данные по каждому тренингу вносятся отдельно, чтобы видеть, какой продукт более популярен, а какой лучше приостановить и переделать.
Был случай, когда соучредитель решил, что один из вебинаров плохо продаётся, и отключил для него рекламу. Александр взял данные по затратам на рекламу, внёс в «ПланФакт» и проверил это предположение.
«Выяснилось, что тот вебинар, по которому приостановили рекламу, как раз продавался лучше других! И именно ПланФакт позволил мне это увидеть», — добавляет он.
«Не боимся кризисов»
Компания «Мама знает» внедрила «ПланФакт» на этапе, когда ещё не было допущено ошибок. Сервис ничего не исправлял, но сделал развитие компании слаженным и прогнозируемым. За последний год оборот проекта вырос в два раза. Учредители планируют расширение с сохранением целевой аудитории, добавляя новые темы тренингов, связанные со здоровьем детей и работой мамы в декрете.
Александр чётко понимает, чего ждёт от работы с сервисом:
«Перед нами не стоит задача сэкономить. Самое главное — видеть цельную картину и планировать».
Он приводит конкретные примеры преимуществ:
- Возможность анализировать прошлые периоды для планирования новых акций. Например, изучив данные прошлогодней новогодней распродажи, можно спрогнозировать распродажу на Чёрную пятницу.
- Наличие отчёта о прибылях и убытках (P&L), который важен для партнёра. Раньше таких отчётов не было. Теперь появился контроль расходов, прозрачность в финансах и понятный остаток на счетах.
- Появление статистики. Можно анализировать затраты за любой период, например, на рекламу или привлечение клиентов. Это позволяет отслеживать рост стоимости используемых сервисов и своевременно переходить на более продвинутые решения.
- Возможность пересмотреть расходы на зарплату. Раньше спикер-психолог получал процент от оборота. С ростом расходов на офис, рекламу и сервисы это стало неоправданным. Данные в «ПланФакте» помогли вовремя скорректировать подход: теперь из оборота вычитаются расходы на рекламу, и от оставшейся суммы выплачивается процент спикеру.
«Мы учим наших клиентов осознанному воспитанию, основанному на определённых принципах. Говорим им, что дисциплина важнее таланта: последовательность, дисциплина и упорство победят талант, который не совершенствуется. И сами применяем свои принципы в работе», — резюмирует Александр Топач.
Он отмечает, что компания дисциплинированно ведёт управленческий учёт вместе с «ПланФактом», аккуратно вносит все данные и благодаря этому успешно развивается, не боится кризисов и чётко видит направления для совершенствования.
«ПланФакт для нас — крутой инструмент, который не исправляет ошибки, а помогает их не допустить!» — заключает соучредитель.

