Как бизнесу предотвратить выгорание сотрудников. Советы психолога

Default Image Архив

Выгорание — серьезная проблема. Согласно исследованию холдинга «Ромир», 64% россиян сталкивались с эмоциональным выгоранием. Еще 80% опрошенных HeadHunter подтвердили наличие у себя симптомов профессионального выгорания.

Когда сотрудники выгорают, это негативно сказывается на бизнесе. Они становятся менее ответственными, перестают выполнять планы или увольняются.

Что такое профессиональное выгорание и как его определить

Выгорание — это синдром, вызванный хроническим стрессом на рабочем месте. В мае 2019 года его включили в Международную классификацию болезней (МКБ). При этом ВОЗ определяет его не как болезнь, а как комплекс факторов, способных привести к более серьезным состояниям, например, к депрессии.

Врач-психиатр Михаил Валуйский дает следующее объяснение:

«Как такового эмоционального выгорания не существует. Чаще всего его рассматривают как первый этап выгорания профессионального, которое состоит из трех фаз: эмоциональное выгорание, деперсонализация, расчеловечивание себя», — сообщил он.

По его словам, эмоциональное выгорание связано с неспособностью испытывать положительные эмоции из-за чрезмерной усталости и постоянного нервного напряжения.

«Включается защитный механизм, отключаются некоторые схемы энергопотребления, чтобы сэкономить энергию. И в человеке отключается то, без чего, как будто, можно обойтись. В первую очередь — положительные эмоции», — добавил Валуйский.

Всемирная организация здравоохранения выделяет три основных симптома:

  • физическое и эмоциональное истощение;
  • психическое дистанцирование от работы, рост негативизма;
  • снижение профессиональной эффективности.

Мастер-коуч Елена Тростина советует обращать внимание на первую, часто незаметную стадию:

«Очень многие пропускают самую первую стадию выгорания, которая характеризуется высоким уровнем энтузиазма, полным погружением в деятельность и игнорированием своих физических потребностей», — отметила она.

HR-специалист Яна Шайдецкая говорит, что симптомы различаются по степени тяжести. На начальной стадии появляется усталость и раздражение, а на более глубокой — перманентная усталость, сужение круга интересов и навязчивые мысли об увольнении.

Диагностировать выгорание можно с помощью врача или специальных опросников, например, теста Маслак. Игнорирование проблемы ведет к хроническому стрессу, а для бизнеса — к потере ценных кадров.

Почему возникает профессиональное выгорание

Согласно опросу HeadHunter, к основным причинам относятся:

  • постоянный стресс из-за переработок и срочных задач;
  • отсутствие карьерных перспектив;
  • прессинг со стороны руководства.

К другим факторам относят отвлекающую обстановку на удаленке, нездоровую атмосферу в офисе и разрушенные коммуникации в компании.

Елена Тростина считает, что к выгоранию предрасположены определенные типы людей:

«Люди, склонные к выгоранию: трудоголики, перфекционисты, люди с проблемами с самооценкой и те, кто не умеет отказывать и расставлять границы», — пояснила она.

Как помочь сотрудникам, если выгорание уже наступило

Сначала нужно убедиться, что проблема именно в выгорании, а не во временных личных обстоятельствах. Нейропсихолог Алексей Леонтьев советует работодателю проанализировать три аспекта: нравится ли сотруднику работа, способен ли он фокусироваться, и не является ли причина просто в усталости.

Если диагноз подтвердился, ключевая рекомендация — обеспечить отдых и снизить нагрузку. Михаил Валуйский настаивает на радикальных мерах:

«Следует ввести рациональный режим труда и отдыха. Если это означает «получать меньше денег», лучше сделать такой выбор. Зачем вам деньги с болезнью Альцгеймера, потерей семьи и смысла жизни?» — заявил он.

Психолог Софья Жукова рекомендует разделить неделю на три сегмента: фокус (развитие), буфер (текущая работа) и полноценные 24-48 часов отдыха без телефона и рабочих задач.

Яна Шайдецкая добавляет, что восстановление должно быть комплексным и включать заботу об эмоциональном, ментальном и физическом состоянии. В этом могут помочь новые впечатления, практики осознанности, чек-ап здоровья и поддержка специалистов.

Как не допустить профессионального выгорания у сотрудников

Эксперты советуют создавать комфортные условия труда. По словам психолога Светланы Ященко, чаще всего к выгоранию ведут нестабильность требований, неадекватность поощрений и нездоровый режим труда. Эффективными мерами профилактики являются анонимные опросы и психологические тренинги.

Консультирующий психолог Анна Аронштам дает несколько советов работодателям:

  • Соблюдайте баланс «брать-давать», давая сотруднику ощущение значимости.
  • Формулируйте поддерживающую обратную связь, отмечая успехи.
  • Поддерживайте инициативы и помогайте видеть смысл в рутинных задачах.
  • Чередуйте долгосрочные проекты с быстрыми, чтобы сотрудник видел результат.

Елена Тростина также подчеркивает важность обратной связи и ясных целей:

«Сотрудники выгорают, чувствуя себя винтиками в механизме. Лучшими помощниками в профилактике будут открытость, регулярная обратная связь и понимание сотрудником своей роли в компании», — заключила она.

Оцените статью
economics-news.ru