Сооснователь компании «ПланФакт» Алексей Боев подвел итоги года, рассказав о достижениях команды, изменениях в нише и ожиданиях от 2022 года.
Какие вызовы стояли перед компанией в 2021 году?
Была поставлена амбициозная цель — удвоить оборот по сравнению с 2020 годом, выйдя с 60 до 120 млн рублей, сохранив при этом чистую прибыль на уровне 20% от дохода. Это потребовало серьёзных изменений в команде, инфраструктуре, процессах и продуктовой линейке. Компания развивается без привлечения инвесторов.
«Уже можно подвести итог — мы справились с этой задачей на две трети. Оборот в 2021 году будет чуть больше 100 млн. Это тоже классно, но не на пятерку», — сообщил Алексей Боев.
Несмотря на это, компании удалось достичь важного успеха — рекордно низкого ежемесячного оттока клиентов (Churn Rate) в 2,5% по итогам декабря. Для SaaS-сегмента, работающего с малым бизнесом, нормальным считается показатель в 3–3,5%.
«Если он ползет выше, значит, клиенты массово уходят: и с продуктом, и с процессами что-то не так», — добавил сооснователь.
Была взята новая высота и в ежемесячных продажах — в ноябре впервые преодолена планка в 10 млн рублей.
«Мы стараемся не практиковать скидки и распродажи. В моменте это дает всплеск денег, но затем начинает играть против нас — клиенты привыкают к скидкам», — отметил Боев. По его словам, это негативно влияет на ключевые метрики — MRR (ежемесячно возобновляемый доход) и ARPPU (средний доход на одного платящего пользователя).
Как менялся рынок в 2021 году?
Появление новых интересных конкурентов, по мнению Алексея Боева, держит рынок в тонусе. Однако он по-прежнему считает, что рынок онлайн-сервисов для финансового учета в России и СНГ недостаточно развит.
«Все игроки работают над тем, чтобы предприниматели начали понимать, какие возможности и выгоду дает внедрение онлайн-сервиса», — заявил он.
Неожиданным открытием стали первые продажи через TikTok, хотя прежде в эффективность этого канала для B2B долго не верили. В новом году его планируют активно развивать.
Какие внутренние изменения произошли в «ПланФакте»?
Штат компании увеличился почти на 20 человек, что составило треть от прежней численности. Однако не все нововведения были успешными — от нескольких новых ролей пришлось отказаться, так как людей не удалось эффективно встроить в процессы.
Была пересмотрена структура взаимодействия между партнерами-собственниками и введена роль управляющего директора для ускорения принятия решений. Достигнуты следующие операционные улучшения:
- налажено планирование доходов, расходов и прибыли со средней точностью 98%;
- открыто самостоятельное подразделение по работе с партнерами, число которых превысило 50.
Также был серьёзно улучшен продукт:
- выпущены новые функции;
- добавлены интеграции со Сбербанком, картами физлиц и популярными эквайрингами;
- ускорены работа интерфейса и базы данных;
- усилены меры безопасности;
- ведется разработка нового мобильного приложения.
Маркетинг также был усилен: выросла команда, опробованы новые методы продвижения, проведены обучающие сессии. Подготовлена новая продуктовая сетка для снижения порога входа клиентов и роста ключевых метрик.
Какие цели и тренды видятся в 2022 году?
«Мы рассчитываем на рост по обороту еще в 2 раза — это будет отличным результатом», — заявил Алексей Боев. По его мнению, для достижения этой цели теперь есть всё необходимое: продукт, методы продвижения, команда и ресурсы для её наращивания.
Наблюдается постепенное повышение спроса на сервисы финансового учета и рост финансовой грамотности предпринимателей.
«На многих тренингах теперь требуют показать отчет P&L (отчет о прибылях и убытках). Финансовая оцифровка бизнеса становится новым трендом», — отметил сооснователь «ПланФакта».

