Современный бизнес активно применяет разнообразные сервисы для сбора данных и проведения операций. Поскольку эти решения часто созданы разными поставщиками, необходима их интеграция. Именно API помогает наладить такое взаимодействие между системами и значительно упрощает работу с информацией.
Что такое API простыми словами
API — это своеобразный ключ, упрощающий взаимодействие разных программ. Основатель LocalCarHires.com Максим Меженков объясняет суть технологии через аналогию.
«API — это ключ-переходник, который позволяет поля одного проекта передавать в другой проект. Представим двух незнакомцев, которые ничего не знают друг про друга. API — это досье, в котором собрана вся информация о каждом из незнакомцев», — пояснил Меженков.
Например, при интеграции сторонней платёжной системы в интернет-магазин данные о платежах через API могут автоматически поступать в CRM, а не храниться изолированно.
Что даёт API для бизнеса
Эта технология даёт бизнесу два ключевых преимущества: упрощение процессов и экономию ресурсов. Это актуально как для B2C, так и для B2B-сегмента.
Перед компаниями часто стоит выбор: дорогостоящая собственная разработка или внедрение готового решения. API позволяет выбрать второй вариант, легко подключив сторонний сервис к существующей инфраструктуре.
«Как правило, все крупные сервисы и известные программы имеют не только API, но и модули синхронизации для наиболее распространенных связок», — отметил генеральный директор агентства «Диол» Дмитрий Прянишников.
Какой бизнес использует API
Технология применима практически в любой сфере, где используются цифровые сервисы. Вот некоторые направления:
- автоматизация бизнес-процессов (BPMS);
- управление контентом (CMS) и документами (DMS);
- аналитика данных и машинное обучение;
- мобильная и веб-разработка;
- управление проектами.
«В e-commerce интеграция API поможет интернет-магазину взаимодействовать с системами распределения и доставки», — привёл пример разработчик IT-ONE Евгений Афанасьев.
Максим Меженков добавляет, что API востребован везде, где есть потребность в актуальных данных.
«Например, это все сервисы, которые проверяют наличие чего-то на нужные даты и время: бизнес по аренде автомобилей, агрегаторы авиабилетов, бронирование столиков в ресторанах», — сообщил он.
Преимущества API для бизнеса
Главное преимущество — простота интеграции разных сервисов в единые процессы компании. Можно выделить три ключевых плюса.
Экономия. Стоимость разработки собственных решений может быть огромной, тогда как аренда готового сервиса с API обходится в фиксированную сумму в месяц.
Скорость. Внедрение готового решения занимает дни, а не месяцы, позволяя бизнесу быстро начать использовать новые технологии.
Клиентоориентированность. API позволяет выходить на новые площадки. Например, концертному агентству можно быстро разместить билеты на сторонних агрегаторах, чтобы быть там, где есть его клиенты.
Безопасность и API
Предпринимателей закономерно волнует безопасность данных при постоянном обмене информацией через API.
«Вообще, большинство сервисов работают по oauth. При этом срок жизни у токена короткий, порядка 15-30 минут. Это сделано специально, чтобы предотвратить утечку данных», — считает совладелица «ТехноФабрики» Мария Орлова.
Евгений Афанасьев дополняет комментарий о способах защиты.
«Обязательно используйте механизмы аутентификации и авторизации, чтобы обеспечить доступ только авторизованным пользователям. Не забывайте про шифрование данных», — добавил он.
Примеры использования API для бизнеса
Эксперты приводят конкретные кейсы, как API упрощает работу.
«В прошлом году разработали приложение сразу с несколькими интеграциями. Интегрировали сервис с cloudpayments, чтобы принимать платежи… Здесь же сделали интеграцию с Bitrix24», — поделилась Мария Орлова.
«Все наши интернет-магазины получают данные от поставщиков по API, анализируют и отображают лучшие цены на один и тот же товар», — сообщил Дмитрий Прянишников.
«Помню необычный запрос для контроля количества рабочих в смену на заводе… разработали сервис, который брал информацию о проходах с биометрии, сравнивал с расписанием и отправлял в Telegram», — рассказал генеральный директор ICE Partners Владимир Афанасьев.
«С помощью API появилась возможность автоматически выгружать данные из сервиса в CRM-систему. Это позволило сократить время обработки менеджерами запроса от клиента», — отметил директор сервиса «Альтап» Филипп Щиров.

