Большинство предпринимателей в сети используют оферту. По сути, это предложение заключить договор, в котором указаны все условия сделки для принятия решения пользователем. Например, карточка товара в интернет-магазине с ценой и характеристиками уже является офертой.
«Оферта по-русски — предложение. То есть любое сообщение, содержащее описание товара, цену и прочие значимые условия. Если в булочной на полке лежит пирожок и рядом ценник, то это оферта или предложение заключить сделку по купле-продаже пирожка», — пояснил управляющий партнер консалтинговой компании «Шмидт и Шмидт» Андрей Шмидт.
«Классический пример оферты — ценник. Продавец предлагает приобрести что-то по определенной цене. Сумма не может меняться на кассе, продавец обязан исполнить условия своей оферты», — подтвердил юрист Сергей Боровинских.
Сама оферта ещё не договор. Сделка считается заключённой только после её акцепта — принятия покупателем. Этим действием может быть оплата, проставление галочки в специальном поле или иной способ, прямо указанный в оферте.
«Чаще всего рядовые граждане понимают под словом «договор» некую бумажку. На самом деле договор заключают любым действием, прописанным в оферте», — добавил Андрей Шмидт.
Оферта носит для продавца обязывающий характер. Разместив предложение, например, с ценой, он не может произвольно изменить условия в процессе сделки.
«Сайт могут признать публичной офертой, если на нем указаны названия товара, их описания, стоимость, условия оплаты и доставки. Если информация размещена с рекламной целью, для подстраховки лучше написать, что публичной офертой она не является», — сообщила управляющий партнер «ЮКЕЙ» Надежда Пронина.
Публичная оферта — самый распространённый вид. Её размещают в свободном доступе, и условия одинаковы для всех потенциальных покупателей.
Публичная оферта нужна, чтобы упростить процесс продаж, заменив собой индивидуальные договоры по каждой сделке. Это минимизирует бумажный документооборот, что особенно важно для некоторых систем налогообложения.
«Бизнес сам решает, использовать такую форму предложения или нет. Например, публичная оферта подходит, когда компании-продавцу не нужно знать чего-то специфического о потребителе», — отметила генеральный директор ООО «СДМ-Консалтинг» Мария Мирецкая.
«С 2021 года все интернет-магазины должны использовать оферту согласно Постановлению Правительства РФ №2463. Если ее не будет, предприниматель может получить штраф», — заявила частнопрактикующий юрист Кристина Воронина.
Она также уточнила, что оферта подходит для продажи товаров, инфопродуктов, записей курсов и услуг, где условия одинаковы для всех. Она не подойдёт, если клиенту для отчётности нужен бумажный договор или требуются индивидуальные условия.
«Оферта не подойдет тем, кто продает запрещенные для рекламы продукты. Например, алкоголь и табак», — дополнила ведущий юрист ООО «ЦПС «Лексфорт» Екатерина Краецкая.
Для составления оферты можно обратиться к юристу или использовать образец. В документе обязательно указывают полные данные продавца, предмет сделки, точную цену, порядок оплаты и акцепта, условия возврата и порядок внесения изменений.
«Расскажите, что цвет может отличаться от представленного на фото. Если делаете оферту на услугу, нужно установить момент, когда она считается оказанной», — посоветовала Кристина Воронина.
«Сделать оферту можно разными способами, даже устно. В случае с публичной офертой надо быть осторожнее. К ней может относиться и обычная реклама», — напомнила Мария Мирецкая.
Она рекомендует для безопасности указывать в рекламных материалах фразу «предложение не является публичной офертой».
Интернет-магазины обязаны иметь публичную оферту. Остальные предприниматели принимают решение самостоятельно, но часто её используют для упрощения документооборота и ускорения получения оплаты.

