Что такое маржинальность бизнеса и как ее рассчитать

Default Image Архив

Предприниматель производит лимонад и квас. Цена литра лимонада составляет 50 рублей, а кваса — 100 рублей. Квас продается вдвое дороже, поэтому возникает идея отказаться от производства лимонада. Будет ли это верным решением? Ответ даст расчет маржинальности.

Маржа — это разница между ценой продукции и переменными расходами на ее производство или покупку. Переменные расходы зависят от объема выпуска: чем больше производят, тем они выше. Например, для лимонада потребуется больше сиропа при росте производства.

Постоянные расходы не зависят от объема выпуска. К ним относится, например, зарплата бухгалтера, на которую количество произведенной продукции не влияет.

На производство литра кваса тратится 70 рублей переменных расходов, а литра лимонада — 20 рублей. Маржа равна цене за вычетом переменных расходов на единицу товара. И для кваса, и для лимонада она составляет 30 рублей.

Более наглядно выгоду от производства показывает маржинальность. Это отношение маржи к цене продукта, выраженное в процентах.

Так, маржинальность кваса составляет 30% (30 рублей / 100 рублей * 100%). Маржинальность лимонада при его цене 50 рублей равна 60% (30 рублей / 50 рублей * 100%).

При расчете маржинальности становится очевидно, что лимонад, несмотря на более низкую цену, имеет вдвое более высокую маржинальность. Чтобы получить 30 000 рублей маржи, нужно продать кваса на 100 000 рублей, а лимонада — всего на 50 000 рублей.

«Цена на услугу проката и сезонные скидки зависят от окупаемости автомобиля при плановом сроке использования три года. После трех лет машину продаем и фиксируем маржу. Этот расчет помогает сформировать оптимальный план закупок», — сообщил Дмитрий Матвеев, основатель компании «Мой Автопрокат».

Наценка — это надбавка к стоимости товара или услуги. Она рассчитывается как разница между ценой продажи и себестоимостью, либо как отношение маржи к переменным расходам.

В абсолютном значении наценка на квас и лимонад одинакова — 30 рублей. Однако относительная наценка на квас составляет 43% (30 рублей / 70 рублей), а на лимонад — 150% (30 рублей / 20 рублей).

Наценка может быть любой, а маржинальность не может превышать 100%. Например, если затраты репетитора равны нулю, а урок стоит 1 000 рублей, маржинальность составит ровно 100%.

«Маржинальность — это первый инструмент в финансах бизнеса. Он помогает управлять прибылью и принимать решения по продуктовому развитию. В отличие от наценки, этот показатель дает реальную информацию о прибыльности продукта», — отметил Матвей Лассаль, основатель компании Kimi.

Маржинальность бизнеса показывает его общую эффективность и способность зарабатывать. Для ее расчета нужны выручка и суммарные переменные расходы. Маржинальный доход вычисляется как разница между выручкой и этими расходами.

Прибыль равна маржинальному доходу за вычетом постоянных расходов. Если маржинальный доход равен постоянным расходам, компания находится в точке безубыточности. Для успешной работы маржинальный доход должен их превышать.

Предположим, компания продала 600 литров кваса и 400 литров лимонада. Выручка составила 80 000 рублей, а переменные расходы — 50 000 рублей. Маржинальный доход равен 30 000 рублей, а общая маржинальность бизнеса — 38%.

Значение общей маржинальности находится между показателями по отдельным товарам. Если увеличить долю более маржинального лимонада, то маржинальность бизнеса вырастет.

Для этого показателя не существует единой нормы, важно отслеживать его динамику. Идеально, если маржинальность бизнеса постоянно растет.

Отрицательная динамика может быть вызвана ростом переменных расходов, снижением цен или увеличением доли низкомаржинальной продукции в ассортименте.

Для повышения маржинальности темп роста выручки должен опережать темп роста расходов. Рассмотрим несколько сценариев для компании из примера.

Если при росте выручки на 10% переменные расходы вырастут на 30%, маржинальность упадет. При одинаковом росте и выручки, и расходов на 10% она останется неизменной.

Наибольший рост маржинальности достигается, когда выручка растет, а расходы снижаются. Так, при увеличении выручки на 10% и снижении расходов на 10% маржинальность вырастает с 38% до 49%.

Оцените статью
economics-news.ru