Подавляющее большинство стартапов запускается с друзьями и родственниками. Это объяснимо: никто не хочет рисковать и сразу нанимать сотрудников на зарплату. Мы обратились к предпринимателям, психологам и бизнес-тренерам, чтобы узнать о плюсах и минусах такого партнерства.
При запуске бизнеса неизбежны сложности. В это время рядом нужен понятный и предсказуемый партнер, а не генератор случайных проблем. Важность доверия отмечает психотерапевт Евгений Гиберт.
«Когда вы ведете бизнес с родственниками и друзьями, несомненным преимуществом является высокий уровень взаимного доверия. А это важнейшее условие процветания совместного бизнеса», — сообщил он.
Такие партнеры хорошо изучили друг друга, их поступки не станут сюрпризом. Спорных моментов будет меньше, поскольку близкие люди часто имеют схожие взгляды. Немаловажна и взаимовыручка.
Ведение дела с семьей позволяет сохранять прибыль внутри нее. Владелица студии дизайна Олимпиада Груничева, работающая с мужем, отмечает этот плюс.
«Прибыль, которую генерирует бизнес, остается полностью в семье. Есть возможность перераспределять денежные средства между другими своими проектами», — пояснила она.
С близкими людьми проще выстраивать коммуникацию, так как мы знаем, как донести информацию, чтобы быть правильно понятыми. Однако психосоматолог Екатерина Тур считает это преимущество временным.
«С другом или родственником проще распределять роли и договариваться, однако чаще всего это работает в начале бизнеса. По мере его развития именно этот плюс может стать минусом», — отметила она.
Вовлечение детей в бизнес совмещает воспитательную и образовательную функции. Мотивационный бизнес-тренер Регина Притула поддерживает эту практику.
«Дети с раннего возраста находятся на работе у родителей, участвуют в процессах, рано понимают стоимость денег и видят, как решаются задачи», — добавила она.
Однако большинство экспертов считают бизнес с родственниками не самой лучшей идеей. Частой проблемой становится некомпетентность. Екатерина Тур критикует практику трудоустройства неподготовленных родственников.
«Когда в уже развитое дело берут близкого родственника, который не обладает должными навыками, — это беда. Такая ситуация неизбежно приведет к конфликтам внутри бизнеса и семьи», — заявила она.
Еще одним минусом являются лишние эмоции, которые могут перенестись в личные отношения. Основатель IT-компании «Неотех» Феликс Хачатрян делится опытом.
«В деловых отношениях между близкими велик риск, что негативный опыт совместной работы испортит личные отношения. С бизнес-партнером, не являющимся другом, легче разойтись», — сообщил он.
Он привел личный пример, когда его мать не смогла научить его играть на фортепиано, так как он воспринимал ее только как маму, а не как учителя. Такие эмоции могут привести и к профессиональному выгоранию.
Совместный бизнес часто портит отношения. Старший управляющий партнер KIT GROUP Роман Чуркин не верит в дружбу между компаньонами.
«Начиная общее дело, нужно быть готовым, что дружба, скорее всего, закончится. Близкие люди ждут к себе особого отношения, и в спорных ситуациях разговор переходит на личности», — отметил он.
Сложность управления родственником заключается в его безнаказанности. Бизнес-психолог Ольга Дьяконова считает недопустимыми в бизнесе отношения по модели «взрослый — ребенок».
«Если вы работаете с другом или родственником, вы уже эмоционально вовлечены и рискуете отношениями. В стрессе вы начнете вести себя иррационально», — пояснила она.
В таком партнерстве часто проявляются нездоровые роли «Родитель — Ребенок», что мешает деловому диалогу.
Еще одной проблемой является борьба за власть. Клинический психолог Евгений Гиберт уверен, что равноправие не может длиться вечно.
«При наличии нескольких равноправных партнеров все равно нужен лидер. Выделение главного среди друзей может оказаться болезненным вопросом», — сообщил он.
Выходом может стать найм руководителя со стороны. Эксперты также дали советы, как минимизировать сложности при работе с близкими.
Эксперт в управлении Виктория Шухат рекомендует дифференцированный подход, разделяя друзей, кровных родственников и супругов.
«С друзьями можно вести дела, только договорившись обо всем на берегу. С кровными родственниками нужно следовать тому же принципу. Супруги — это последние люди, с которыми я бы рекомендовала работать», — заявила она.
Сооснователь сервиса облачной 1C Альтап Филипп Щиров советует сразу договориться о ключевых моментах.
«Договоритесь о том, как вы будете сходиться, работать и расходиться в случае неудачи. Необходимо обговорить как можно больше нюансов заранее», — отметил он.
Бизнес-тренер Регина Притула подчеркивает важность разделения ролей.
«Умение разделять социальные роли на деловые и семейные — один из самых сложных моментов. Обсуждение рабочих проблем в спальне неминуемо ведет к личным конфликтам», — добавила она.
Эксперт по открытию клиник Евдокия Любимова рекомендует не давать особых преференций родственникам.
«Важно договориться о четком разделении рабочих и личных отношений. Нанимать, управлять и увольнять такого человека должен другой руководитель», — сообщила она.
Психолог Алена Кульшицкая советует все прояснять перед стартом.
«Для благополучного ведения бизнеса очень важно на берегу договориться о правилах, границах и прояснить взаимные ожидания», — заявила она.
Феликс Хачатрян настаивает на проверке компетенций и юридическом оформлении.
«Ответьте объективно, достаточно ли компетенций у друга или родственника. При подписании доверенности ограничьте срок ее действия. Договор поможет менее болезненно выйти из конфликта», — пояснил он.
Регина Притула рекомендует особое внимание уделить документам.
«Обязательно все разделять документально и заранее прописывать детали. Избегайте ситуаций, когда вы документально никак не относитесь к фирме», — отметила она.
Евдокия Любимова, исходя из опыта, напоминает, что это в первую очередь бизнес.
«Я категорически против того, чтобы вместе работали муж и жена. Это большой риск для семьи. Наняла подругу, но в итоге между дружбой и работой выбрали дружбу, работать вместе больше не будем», — поделилась она.

