Кризис — время перемен и возможностей. Начинать ли бизнес в это время? Однозначно да, если выбрать правильную нишу, рассчитать финансовую модель и приступить к работе.
Рассказываем, какой бизнес может стать успешным в кризисные времена.
Сельское хозяйство
Люди хотят есть всегда. В нестабильной экономической ситуации большая часть населения предпочитает более дешевые продукты. Еда, произведенная в России, часто имеет ценовое преимущество.
У местных производителей ниже расходы на транспортировку и отсутствуют затраты на таможенное оформление. Этот фактор усиливается трендом на импортозамещение.
В результате сельское хозяйство становится одной из самых перспективных ниш для запуска бизнеса. После кризиса 2017 года у него был самый высокий показатель рентабельности.
«В кризис стоит делать упор именно на продукты питания, например, выращивать сою или заняться производством молока», — отметил Вадим Дымов, основатель и владелец компании «Дымковское колбасное производство».
Варианты для старта:
- арендовать поля, обустроить систему полива и выращивать картофель, болгарский перец, сою, кукурузу или зерно;
- построить ферму для производства мяса — свинины, баранины, птицы или говядины;
- организовать производство яиц, молока и молочных продуктов;
- создать предприятие по переработке, например, для выпуска мясных полуфабрикатов или пастеризованного молока.
IT-сектор
Еще одна отрасль, которая меньше всего страдает в кризис, — информационные технологии. Затраты на разработку продуктов не так сильно зависят от общей экономической конъюнктуры.
Результат труда можно продавать по всему миру, не выезжая за пределы страны. После 2014 года в выигрыше оказался именно IT-сектор.
«Коммерсант» со ссылкой на данные Росстата писал, что добавленная стоимость в IT выросла тогда на 28%, опередив даже сельское хозяйство.
Сергей Белоусов, основатель компании Rolsen, также считает эту сферу выигрышной в кризис. Спросом пользуются сервисы для удаленной работы, доставки товаров, приложения для интернет-магазинов и решения для перевода бизнеса на дистанционный формат.
Медицина
Спрос на медицинские услуги остается стабильным, поскольку люди болеют всегда. В 2020 году он закономерно вырос.
Организация производства препаратов требует много времени и средств. Для более быстрого старта можно рассмотреть другие направления:
- онлайн-консультации врачей;
- медицинские услуги на дому: забор анализов, первичные осмотры;
- открытие аптеки или специализированной точки продаж, например, центра по продаже линз и очков;
- открытие лаборатории для проведения исследований.
При ограниченном бюджете можно открыть несколько кабинетов разных специалистов, пригласив опытных врачей. Основные затраты в этом случае — аренда, ремонт и базовое оборудование.
Перспективно совмещение медицины и IT. Пример — Михаил Беляндинов, основатель BestDoctor. В 2015 году его компания продавала корпоративное медицинское обслуживание, а во время пандемии запустила бесплатную онлайн-клинику.
Ремонт изделий
Когда доходы падают, люди чаще ремонтируют технику, а не покупают новую. Вы можете открыть точку по ремонту смартфонов, компьютеров или бытовой техники.
Актуальны выездные бригады мастеров для устранения поломок на месте. Андрей Балякин, сооснователь компании по ремонту техники, успешно перестроил бизнес в кризис.
Были предложены новые услуги для удаленных работников, налажена активная коммуникация с корпоративными клиентами, а также привлечены мастера, оформленные как ИП или самозанятые. Это позволило быстро восстановить докризисные показатели.
Франшиза
Покупка франшизы помогает минимизировать риски при открытии бизнеса. Вы получаете узнаваемый бренд, готовую бизнес-модель и поддержку, оплачивая первоначальный взнос и последующие отчисления.
Выбирайте бренды в устойчивых к кризису сферах. Среди популярных франшиз, по данным РБК, — «1C» (внедрение ПО), «Гемотест» (пункты приема анализов) и Pedant.ru (ремонт смартфонов).
Также можно рассмотреть ниши, которые пострадали, но имеют потенциал для восстановления. Виктор Мартынов, совладелец BELGRAVIA YACHTS, открыл бизнес по аренде яхт в Средиземном море именно в этот период.
«После карантина все захотят отправиться на отдых — очень будет нужна эмоциональная перезагрузка. Поэтому, скооперировавшись с партнерами, решили запустить новый бизнес», — сообщил он.
Все процессы, включая переговоры и найм, были настроены удаленно. Проект запустили за два месяца, использовав время для выхода на международные рынки.
Online-услуги
Пока некоторые отрасли падают, другие стремительно растут. В первую очередь это онлайн-образование, фитнес и досуг.
«Люди не могут получать массу услуг, к которым они привыкли, но потребности у них никуда не делись. А значит, кто-то должен удовлетворять эти потребности в новом формате», — заявил Виктор Ляшевский, эксперт по масштабированию бизнеса.
Он привел примеры: фитнес-центр, запустивший прибыльные онлайн-марафоны, и сервис по онлайн-досугу для детей, нашедший сотни постоянных клиентов. Также растет спрос на аренду тренажеров на дом.
С чего начать?
Для оценки необходимых вложений и сроков окупаемости обязательно постройте финансовую модель. Специалисты ПланФакта подготовили универсальный Excel-шаблон для этого.
Скачайте шаблон, внесите данные о стартовом капитале, планируемых расходах и доходах. Это поможет понять, хватит ли средств и когда бизнес выйдет на самоокупаемость.

