Как изменится авторынок в России через семь лет

0
58

Как изменится авторынок в России через семь лет

© Дмитрий Рогулин/ТАСС

Правительство РФ утвердило Стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года. Представляем основные прогнозы о том, какие машины будут покупать чаще, как рынок изменит уберизация и когда на дорогах появятся автомобили-беспилотники.

Больше российской сборки

На рынке легковых автомобилей ожидаются два основных тренда.

Спрос, падавший в прошлые годы, вырастет в ближайшие семь лет. Рост обеспечат два фактора: восстановление покупательной способности и разные меры стимулирования, такие как трейд-ин и маркетинговые ходы. Впрочем, продажи не достигнут уровня 2012 года, когда был потребительский бум и россияне купили 2,8 млн автомобилей.

К 2025 году, по мнению составителей стратегии, в стране продадут 2,21 млн легковушек.

Через два года использоваться будут 20 млн экологичных машин, что составит 1,7% от глобального автопарка. В Европе доля электромобилей может составить в среднем около 5%. 

Инновации в автопроме будут приходить неравномерно. Россия, по оптимистичному сценарию, отстанет от глобального рынка на четыре-пять лет. В 2020 году доля продаж таких авто на российском рынке составит 1–1,5% (15–25 тыс. штук). Причина в том, что век электромобилей начнется с дорогих моделей. Через два года на рынке еще не появится бюджетных моделей из-за отсутствия недорогих аккумуляторов.

Развитие батарейных блоков и снижение цен на них до $150 за штуку ожидается в период 2020–2025 годов. Тогда появятся электромобили в среднеценовом сегменте, что позволит увеличить их продажи в России до 4–5% от общего объема.

Сейчас во многих странах возросли требования к качеству топлива с точки зрения его экологической безопасности. Искать альтернативу подталкивает в том числе истощение запасов нефти. Природный газ — одна из альтернатив. Для России использование этого топлива перспективно благодаря наличию больших сырьевых запасов — 32% мировых.

Производство машин, работающих на газовом топливе, в мире постоянно растет. В России многие легковые и легкие коммерческие автомобили переходят с бензина на газ из-за возможности сэкономить при заправке.

Предполагается, что в 2020 году в стране будут выпускать 10 тыс. машин, использующих газ в качестве топлива, а в 2025 году — 12–14 тыс. машин. Из них около 65% придется на автобусы, а 35% — на коммерческий транспорт.

«Уберизация» и каршеринг

«Уберизация» будет развиваться. Насколько вырастет доля сервисов, работающих по этой модели, в стратегии не прогнозируется, но по данным Аналитического центра при правительстве РФ, общая доля на российском рынке «Яндекс.Такси» и Uber в 2017 году составила 10,4%. 

Через семь лет 10% автомобилей — это примерно 200 тыс. штук — будет покупаться на российском рынке для использования в каршеринге. А прогноз по мировому рынку следующий: в 2030 году будет продано 126 млн автомобилей, и только 3 млн из них купят для совместного использования.

Потребители, выбирающие каршеринг и Uber, спровоцировали развитие технологии Mobility as a service. Это приложения для планирования и построения маршрута по множеству критериев, включая предпочтения пользователя и финансовые возможности. Сейчас люди все чаще используют мобильные приложения при планировании поездок. Прогнозируется, что к 2025 году российский рынок MaaS составит $58 млрд (5,8% от общего рынка перевозок). Сервисами будут пользоваться 50 млн человек.

Автомобили-беспилотники

Сейчас в правовом поле России, как и в большинстве стран, нет термина «автомобиль с интеллектуальной системой», что тормозит развитие рынка.

В течение 2018 года термин появится в Венской конвенции о дорожном движении. В ближайшие два года в России будут принимать законы о беспилотниках и закладывать инфраструктуру для такого транспорта. Предполагается, что через семь лет Россия будет отставать от глобального рынка беспилотников примерно на четыре-пять лет.

К 2025 году доля продаж таких автомобилей в стране может достигнуть 1–2% (20–40 тыс. автомобилей в год), по оптимистичному сценарию. По пессимистичному — таких продаж получится добиться только в 2035 году. Помешать оптимистичной модели развития могут несовершенство законов в области дорожного движения или требования технического регламента для импорта.

Анастасия Степанова

Источник: tass.ru

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Поделиться