Как искусственный интеллект заберет работу у продавцов в магазинах

0
89

Как искусственный интеллект заберет работу у продавцов в магазинах

Автоматизированные сервисы и различные боты почти повсеместно работают вместе с людьми. И все чаще заменяют консультантов в торговых залах и в колл-центрах

© Артем Геодакян/ТАСС

Продавцы, менеджеры и другие работники сферы продаж — самые нужные профессии в России, по данным рейтинга вакансий из исследования hh.ru за 2017 год. Такая ситуация на рынке труда сохраняется минимум последние пару десятков лет, но в обозримом будущем все бесповоротно изменится. Причина — развитие технологий, способных максимально полно заменить людей в сервисе. ТАСС — о том, как и когда это случится.

 

«Когда продукта нет на полке, мы предлагаем замену. Это делает не человек, а программа: она анализирует историю заказов и выявляет, какие характеристики продукта важны именно для этого клиента, — объясняет Воронцов. — Если новый покупатель хочет купить два литра молока с 3,2% жирности, но его нет в наличии, программа просто предложит товар другого бренда. А если покупатель всегда брал молоко одной марки, то программа поймет, что у него есть предпочтения, и предложит купить молоко от этого производителя, но с другой жирностью или в другом объеме».

Развитие технологий в онлайн-торговле позволяет организовать работу без участия человека, соглашается Игорь Увкин, технический директор группы компаний «ХайТэк»: «Люди нужны площадкам только для того, чтобы обслуживать логистику и доставку. Остальные функции — прием заказа, перенос времени доставки или прием обращений за поддержкой — могут быть автоматизированы».

Но программы далеко не единственная «смена» продавцам на рынке труда. Еще одна продвинутая технология, набирающая популярность, — это чат-боты.

«Бот поймет, что клиент недоволен»

Чат-боты бывают нескольких видов: в мессенджерах, на страницах интернет-магазинов в VK и Facebook и боты-консультанты — они «живут» в нижнем правом углу сайта и предлагают посетителям задавать вопросы о товарах. Их внедрение в онлайн-ретейл еще в «зародыше». Например, только 4% московских интернет-магазинов имеют свои чат-боты, по данным департамента информационных технологий Москвы. Эти технологии работают примерно так: чат-бот от Domino’s Pizza позволяет быстро заказать пиццу в Facebook. Свои боты, разумеется, есть у крупнейших сайтов-агрегаторов: Ebay, Amazon.

Эра чат-ботов, кажется, дружелюбнее к людям, чем автоматизированные сервисы на сайтах, потому что технологии часто не заменяют продавцов, а служат им в помощь. 

© AP Photo/Elaine Thompson

Как искусственный интеллект заберет работу у продавцов в магазинах

Как искусственный интеллект заберет работу у продавцов в магазинах

Магазин Amazon Go в Сиэтле
© AP Photo/Elaine Thompson

Такие технологии пока экспериментальны, зато во всех достаточно крупных городах мира развиваются более ходовые технологии, например автоматические кассы без кассиров. Такие есть в некоторых супермаркетах сети «Магнит», Х5 Retail Group, московской сети «Магнолия».

Кассы без кассиров в магазинах служат дополнением к обычным кассам. Они тоже не обходятся без людей: покупатели еще не привыкли к новой системе и часто задают вопросы. К тому же на кассе нельзя «пробить» алкоголь и сигареты без участия продавца. Хотя замена человеческого труда заметна: в зоне с пятью-шестью кассами обычно находятся всего один-два продавца.

Технологии продают. Люди развлекают

Когда продавцам стоит начать переживать о своих рабочих местах? Сейчас большинство товаров все еще покупается в офлайне. В прошлом году компания «М.Видео» сообщала о том, что доля ее онлайн-продаж составила 15%. Сеть «Детский мир» продает 6% товаров через интернет. При этом крупные компании отмечают рост в этом направлении. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российский интернет-рынок вырос на 22% по итогам 2017 года. «В ближайшие пять-десять лет можно ожидать рост сегмента e-commerce на уровне 20–30% ежегодно», — прогнозирует Олег Пчельников, директор направления интернет-компании «Юлмарт».

© Сергей Коньков/ТАСС

Как искусственный интеллект заберет работу у продавцов в магазинах

Как искусственный интеллект заберет работу у продавцов в магазинах

Торговый зал интернет-магазина «Юлмарт»
© Сергей Коньков/ТАСС

Эксперты считают, что сфера продаж довольно скоро уйдет из лидеров по числу вакансий. «После внедрения чат-ботов, способных понять большинство запросов покупателя и проанализировать данные из разных систем, роль продавцов сведется к контролю. Этот процесс может начаться в ведущих российских компаниях в ближайшие два-три года. И на горизонте трех-пяти лет потребность в продавцах может снизиться кратно», — считает Сергей Селин, замдиректора по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ.

В ближайшие 10–20 лет чарт востребованных профессий сильно изменится. Во-первых, из-за перехода бизнеса в онлайн. Во-вторых, в силу оптимизации затрат: технология обходится значительно дешевле

Татьяна Ревина
основатель проекта Soft Skills Space

Изменятся и требования к продавцам.

«Профессия будет представлять собой некую VIP-услугу. Например, покупатель выбирает на сайте товар, но проконсультироваться хочет не с ботом, а с реальным человеком. Такая услуга будет платной или доступной для обладателей карт лояльности», — предполагает Феликс Скворцов, топ-менеджер «Крок». Офлайн-магазины останутся, но должны будут поменяться в сторону шоу-румов и предложить клиенту то, что он не получит, покупая на сайте, говорит Юрий Макаров, партнер Ernst & Young: «Роль живого человека в онлайн-продажах окажется под вопросом. Покупатели будут приходить в магазин не столько за выбором товара, сколько за получением нового, часто развлекательного опыта».

Анастасия Степанова

Источник: tass.ru

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Поделиться